ym

Затонувшему кораблю угрожают глобальное потепление и мародеры

 Затонувшему кораблю угрожают глобальное потепление и мародеры

Британский подводный археолог Менсан Баунд возглавлял антарктическую экспедицию, которая в марте этого года обнаружила легендарный корабль «Endurance», принадлежавший знаменитому исследователю Антарктики сэру Эрнесту Шеклтону. В 1915 году «Endurance» был раздавлен во льдах и затонул.

Теперь Менсан Баунд предупреждает, что  дальнейшая сохранность корабля находится под вопросом из-за глобального потепления, закисления океана и из-за развития подводных роботов, которые могут помочь преступникам осуществить кражу исторических артефактов с корабля. Затонувшее судно Шеклтона находится в удивительной сохранности, на своих местах остались даже штурвал и судовой колокол.

Повышение кислотности океанской воды происходит из-за попадания в воду углекислого газа из атмосферы – увеличение содержания растворенного углерода снижает показатель pH и делает воду более кислой. В последние годы скорость закисления океана существенно возросла и сейчас является максимальной за последние 300 млн лет. Закисление океана и таяние льдов в будущем негативно скажутся на состоянии «Эндьюранса».

Вторая потенциальная угроза для сохранности корабля – развитие и распространение подводных роботизированных систем. В обозримом будущем они станут настолько совершенными, что злоумышленники смогут запрограммировать такой робот и дистанционно запустить его под лед моря Уэдделла, чтобы он скрытно приблизился к «Эндьюрансу»: «Что, если подводный аппарат наблюдательного класса будет оснащен скрытым манипулятором? Смогут ли те, кто им управляет, сопротивляться соблазну забрать колокол?»

Свои опасения Менсан Баунд высказал в интервью для последнего номера журнала «Wreckwatch», посвященного в этом месяце затонувшим кораблям.

Затонувшему кораблю угрожают глобальное потепление и мародеры

Менсан Баунд работает в Антарктике не первый год. В 2019 году он также руководил поисками затонувшего корабля Шеклтона, но тогда поиски были прекращены после того, как дистанционно управляемый подводный аппарат оказался в ловушке подо льдом.

Сравнивая природные условия в обеих экспедициях, Баунд отмечает их резкое ухудшение: «В этом году мы видели очень мало старого, толстого, многолетнего льда, и почти не было того массивного ледяного покрова, который был в 2019 году. Сейчас это в основном тонкий однолетний лед, и нам ни разу не угрожала серьезная опасность быть заблокированными льдами. Мы пока не можем сказать, что это – отклонение, характерное только для текущего года, или часть тенденции… Но если тенденция сохранится, мы не сможем больше полагаться на защиту, которую твердый панцирь многолетнего морского льда обеспечивал лежащему под ним кораблю».

Он добавляет: «Всегда происходили те или иные изменения окружающей среды, но они занимали многие тысячи лет. То, что мы видим сейчас, произошло в течение моей жизни, которая, в климатических масштабах, является лишь мгновением, не более чем взмах пингвиньего крыла. Хотя внешне Антарктида выглядит безмятежной и красивой, континент скрывает множество проблем; это континент, готовый к катастрофе».

Отвечая на вопрос о затонувших кораблях, которые после обнаружения часто разграбляются, Баунд сказал: «Меня очень беспокоит возможное незаконное вторжение на затонувший корабль неподконтрольных и недобросовестных организаций. Значительная часть моей карьеры подводного археолога пришлась на то, что часто называют золотым веком морской археологии… Но нынешняя ситуация уже не кажется такой золотой… борьба с вандалами, гонка со временем, чтобы спасти все, что возможно, до того, как еще одно затонувшее судно будет разграблено и перестанет существовать».

Подводный археолог и редактор Wreckwatch Шон Кингсли так прокомментировал слова Баунда: «Менсан сделал очень сильное и своевременное заявление о глобальном потеплении. Если мы не можем защитить нашу национальную жемчужину, лежащую на глубине 3000 метров на темной стороне Земли, то что мы вообще можем сохранить? Должны ли мы оставлять такие значительные затонувшие объекты там, где они есть, чтобы они развалились и были разграблены? Или надо взять на себя смелость и поднять со дна часть из них? В конце концов, затонувшие во льдах корабли по мере глобального потепления будут обнаруживаться один за другим».

Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайта www.theguardian.com

обсудить на форуме