ym

Дайверы разбирают старые искусственные рифы

Дайверы разбирают старые искусственные рифы

Дайверы из Washington Scuba Alliance (WSA) поставили перед собой амбициозную цель –  найти и убрать со дна моря полмиллиона автомобильных шин, которые были сброшены в 160-километровом заливе Пьюджет-Саунд недалеко от Сиэтла (штат Вашингтон, США).

Так случилось, что большинство этих шин не просто выбрасывали в море как мусор. С 1970-х годов утверждалось, что они приносят пользу природе, обеспечивая безопасную среду обитания для морских организмов.

«Пятьдесят лет назад разместить многие тысячи покрышек на дне в качестве искусственного рифа казалось отличной идеей!», - говорит вице-президент WSA Рэнди Уильямс. Вышедший в отставку лаборант-океанолог Береговой охраны США, Уильямс и сегодня продолжает нырять и работать в области океанологии. «Власти нашего штата делали это, не понимая последствий, - поясняет он. - Пять десятилетий спустя мы знаем, что это плохая идея, но тогда это было обычной практикой. Власти Флориды, Гуама и Калифорнии делали то же самое».

Дайверы разбирают старые искусственные рифы

Для создания экологически чистых искусственных рифов могут использоваться камни, бетон или даже затонувшие корабли. Но автомобильные шины, сделанные из резины и пластика, под водой со временем разрушаются, образуя микрочастицы и токсичные химические вещества. Те морские обитатели, которые поселяются на шинах, скорее всего, будут отравлены. Анализы показывают, что они поглощают тяжелые металлы, такие как свинец и цинк, которые вымываются из шин.

WSA – некоммерческая организация, она работает за счет дайверов-волонтеров и общественных пожертвований. Недавно, благодаря гранту Департамента экологии штата Вашингтон, сотрудники организации смогли завершить второй год систематических поисков и нанесения на карту всех «шинных» рифов Пьюджет-Саунд с помощью гидролокации. Чтобы создать искусственные рифы, шины связывали вместе.

Дайверы разбирают старые искусственные рифы
Шины на сканере Oculus (Coastal Sensing & Survey)

«Мы нашли намного больше связок шин, чем ожидали, - говорит Уильямс. Команда также обнаружила множество отдельных шин, разбросанных по большим участкам морского дна. «Многие из старых связок шин развалились за эти годы – течения в Пьюджет-Саунд могут быть довольно сильными», - объясняет он, добавляя, что, несмотря на то, что шины находились под водой в течение многих десятилетий, «по-прежнему не видно, чтобы на них селилось много морских организмов».

«Недавно мы получили разрешение штата Вашингтон на уборку шин из двух конкретных мест в районе Де-Мойна: Государственного парка Солтуотер и Редондо, и мы планируем убрать их в начале 2023 года, - сообщает Уильямс. - Это начало!»

Дайверы разбирают старые искусственные рифы
В поисках сваленных на дне шин: Бен Гринер и Джим Траск (WSA)

Партнером WSA в рамках проекта по уборке «шинных» рифов из Пьюджет-Саунд стала компания «Coastal Sensing & Survey», которой владеет и управляет Бен Гринер.

«Специализированное судно Бена – просто потрясающее, с отличным гидролокатором бокового обзора, многочастотной и многолучевой съемкой, - говорит Уильямс. - Кроме того, мы используем два дистанционно управляемых аппарата, оснащенных гидролокатором и имеющих очень точное GPS-позиционирование».

Дайверы разбирают старые искусственные рифы
Шины под рыболовным пирсом в Де-Мойне.

WSA привлекает к сотрудничеству дайверов-волонтеров из местных клубов и дайв-центров, а также операторов чартерных лодок. Компания работает уже 30 лет, совместно с региональными властями они участвовали в создании морских парков для защиты подводных обитателей, работали над проектами по поиску затонувших кораблей. Есть у них также и опыт подъема со дна автомобильных шин. В частности, дайверам WSA удалось извлечь более 3000 шин из-под рыболовного пирса в Такоме.

«Мы живем в особом месте. Но, хотя Пьюджет-Саунд и Салиш-Си прекрасны, с ними очень плохо обращались на протяжении многих лет, - рассуждает Уильямс. - Цель WSA – исправить некоторые из этих ошибок и сделать наши воды гораздо лучшим местом для погружений».

Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайта divernet.com