ym

Пароход золотоискателей с Клондайка сам стал кладомВ 1901 году затонул пароход Э. Дж. Годдарда, который перевозил золотоискателей в регионе Клондайк на Аляске. Команда археологов, которая обнаружила судно, рассказала, что на борту все вещи находятся в том же положении, что и до крушения.

Подводные археологи объявили, что нашли настоящую «капсулу времени», повествующую о жизни людей во времена золотой лихорадки на Аляске. Они обнаружили затонувший в реке Юкон пароход, который так хорошо сохранился, что исследователи могут даже подробно рассказать о последних минутах жизни пяти членов экипажа.

Золотая лихорадка на Аляске

Золотая лихорадка на Аляске началась в 1896 году, когда члены первой нации Тагиша обнаружили золото в долине реки Юкон на территории северной Канады. Из-за отдаленного местоположения приисков золотоискателям было сложно туда добраться. Чаще всего они ехали по железной дороге до городов Скагуэй или Дайи на Аляске, затем пересекали Береговые хребты через перевал Чилкут и попадали к озеру Бенет. Там они строили суда и лодки, на которых им предстояло проплыть более 800 км вниз по течению до города Доусон, рядом с которым находились золотые прииски.

Такое испытание смогли пройти около 30 тысяч человек, хотя начали свое путешествие более сотни тысяч. С тех пор в этом регионе смогли добыть около 355 тонн золота.

Пароходы Годдарда

Тем временем конструктор двигателей из Айовы Э. Дж. Годдард (A. J. Goddard) решил иначе зарабатывать деньги во время золотой лихорадки. Он начал строительство двух плоскодонных заднеколесных пароходов, которые могли бы проходить речные мели, в Сан-Франциско и Сиэтле. Зимой 1897 года он занялся переправкой отдельных частей пароходов через Белый перевал. Работа заняла у него и его жены три месяца.

Весной 1898 года супружеская пара смогла установить первую пароходную связь между золотыми приисками и Тихоокеанским побережьем, городом Скагуэй, через который проходила железная дорога. Конечно, сначала по этому маршруту ходило и множество других мелких судов и лодок, но в конечном итоге они уступили место более вместительным и мощным пароходам.

Крушение 1901 года

Найденный археологами пароход Годдарда был некогда тоже демонтирован и с большим трудом переправлен через горы. Затем его вновь собрали на берегах озера Бенет, через которое протекает река Юкон. Однако судну недолго пришлось плавать в этих водах – он затонул во время зимнего шторма и погрузился на глубину около 12 метров в ледяные воды озера Лебердж, примерно в 65 км к северу от города Уайтхорс. Точное место крушения парохода до сих пор оставалось загадкой – археологи нашли его только прошлым летом.

Из сохранившихся газетных сообщений известно, что в 1901 году во время крушения погибли три человека, а двое других уцелели – они смогли уцепиться за рулевую рубку, плававшую в ледяном озере. Тела капитана Чарльза МакДоналда (Charles McDonald), кока Фэя Рэнсама (Fay Ransome) и кочегара Джона Томпсона (John Thompson) прибило к берегу. А механика Стокфедта (Stockfedt) и члена команды Снайдера (Snyder), чьи имена в источниках не указывались, спас охотник, который расположился лагерем недалеко от места крушения.

Находка в последний день экспедиции

Археолог Джеймс П. Дельгадо (James P. Delgado), глава Института подводной археологии при Техасском университете агрокультуры и машиностроения и участник экспедиции на озере Лебердж, рассказал, что судно «буквально застыло во времени», так как практически все на борту парохода осталось на тех же местах, что и до крушения.
Прошлым летом команда исследователей провела гидролокационное исследование озера Лебердж. И только в последний день экспедиции, во время последнего сканирования дна они обнаружили нечто интересное, напоминающее очертания парохода. Даг Девидж (Doug Davidge), археолог-любитель из Юконского музея транспорта в Уайтхорсе, который искал пароход Годдарда около 20 лет и принимал участие в экспедиции, приехал на следующий день в эту точку озера и опустил в воду камеру – на дне действительно лежал пароход, который вполне мог принадлежать Годдарду.

Пароход как будто покинули вчера, а не столетие назад

Весной, через пару дней после того, как растаял лед, археологи предприняли первое погружение. «Пароход стоит на дне – такое ощущение, что он так и потонул, не изменив положения», — отметил Дельгадо.

Дверь в помещение, где находился паровой котел, оказалась открытой. Внутри археологи обнаружили, что дерево слегка обгорело – возможно, экипаж пытался увеличить напор пара, чтобы пароход смог вырваться из ледяных тисков. На палубе остался лежать топор, который бросил туда один из членов экипажа. По-видимому, он пытался перерубить канат, который использовался для буксировки баржи, – безумная попытка избежать столкновения с плавучей льдиной.

Помпа и брезентовый шланг свидетельствуют, что пароход начала заливать вода, которую матросы пытались откачать. Конструкция брезентового навеса говорит о том, что, когда в днище начала набираться вода, команда перебралась на жилую палубу. На палубе располагалась и печка, на которой они готовили себе еду, а кастрюля лежала в глине недалеко от места крушения.

На палубе также стоял кузнечный горн, где они могли ремонтировать отдельные металлические предметы. Щипцы до сих пор лежат на том месте, где их оставили. Инструменты матросов высыпались из холщевых сумок на палубу и в глину на дне озера. На палубе остались обувь и кители – возможно, члены команды так и бросили их там, когда попытались спастись вплавь.

На носу лежат запасы дров, а на корме – множество мешков, наполненных, по предположению археологов, углем. В трюме лежит какой-то предмет, похожий на саквояж, однако археологи пока не смогли его достать. Исследователи очень надеются, что в нем лежат письма и какие-нибудь другие документы, которые помогут абсолютно точно идентифицировать пароход.

Археологи вернутся к изучению затонувшего парохода следующей весной, как только растает лед. Находки будут выставлены в Юконском музее.

Источник: www.infox.ru

Другие новости по теме: Подводные находки