Охотники за сокровищами, обнаружившие партию марочного вина на дне Ла-Манша, борются за разрешение поднять его на поверхность.
Немецкая подводная лодка потопила корабль «Libourne» у побережья Корнуолла 29 сентября 1918 года, всего за шесть недель до окончания Первой Мировой войны. В то время немецкие подводные лодки часто топили торговые суда, до 15 штук в день выводилось из строя во время попыток добраться до британских портов.
«Либурн» возвращался в Великобританию из Франции, куда доставил уголь для союзных войск. Утром он отплыл из Бордо, с трюмом, полным вина, шампанского, коньяка и бенедиктина (ликера), а также корнишонов на сумму 425 фунтов стерлингов. Но его груз так и не достиг намеченного пункта назначения – Ливерпуля, поскольку на подходе к Пензансу (юго-западная оконечность Корнуолла) корабль был потоплен немецкой подлодкой U-54 под командованием Хельмута фон Рактешеля. «Либурн» затонул менее чем за полчаса. В результате взрыва погибли трое человек, но оставшиеся 30 выжили.
Теперь, 100 с лишним лет спустя, затонувший корабль оказался в центре новой битвы – между подводными исследователями, Historic England (британская государственная комиссия, которая осуществляет управление значимыми историческими памятниками страны) и Департаментом цифровых технологий, культуры, СМИ и спорта (DCMS).
Эксперт по подводным работам Дэниел Джейсон, военно-морской историк Ян Хадсон и бельгийский капитан и специалист по подъему затонувших объектов Люк Хейманс искали в британских водах пригодные для работы затонувшие корабли. Команда решила искать затонувшие корабли у британского побережья, потому что, в отличие от многих других морских держав, Великобритания официально разрешает охоту за сокровищами.
В 2015 году команда обнаружила место крушения «Либурна» и отправила группу дайверов для его изучения. В судовом манифесте вместе с корнишонами упоминались «шампанское и коньяк – 1900», но исследователи были потрясены, когда обнаружили, что в действительности лежит в трюмах судна.
На фотографиях и видео были видны десятки тысяч бутылок не только коньяка и шампанского, но и красного и белого вина, а также бенедиктина.
Охотники за сокровищами обратились за разрешением на поднятие бутылок – дорогостоящую и технически сложную операцию с привлечением узкоспециализированных водолазов. Но правительство отклонило запрос – даже после того, как команда пообещала пожертвовать часть прибыли в пользу морской спасательной станции Lizard Lifeboat Station и некоммерческой организации «Фонд 1421», которая занимается изучением истории морских исследовательских экспедиций.
Дэниел Джейсон сказал в интервью: «Я думал, что правительство должно поддерживать бизнес. Мы вложили много денег и начали проводить исследовательские погружения, зная, что это разрешено законом. Но впоследствии нам сказали, что государство, несмотря на то, что оно не подписало Конвенцию ЮНЕСКО, придерживается изложенных в ней принципов».
Великобритания не подписала Конвенцию ЮНЕСКО 2001 года об охране подводного культурного наследия, запрещающую проведение работ на затонувших кораблях в коммерческих целях. Тем не менее, страна придерживается правил, изложенных в приложении к документу – там содержатся 36 правил, которые регулируют все аспекты деятельности, касающейся подводного культурного наследия.
Даниэль добавил, что ему и его команде сказали, что они могут принести «несколько бутылок для оценки», но в реальности у них нет никаких шансов найти финансирование для подъема такого небольшого количества бутылок.
Кроме того, он пояснил, что найденное судно и его груз находятся под угрозой из-за повреждений, нанесенных траулерами, а также из-за того, что пробки на некоторых бутылках начинают разрушаться.
Даниэль заявил, что в решении правительства «не было здравого смысла». «Мы пытались серьезно обсуждать этот вопрос с Historic England, но ничего не добились, - сказал он. - Если нам не дадут его поднять, груз просто пропадет. Это бюрократическая чепуха».
Есть подозрения, что вино с «Либурна» может стоить миллионы фунтов стерлингов. Аналогичные винтажные вина, найденные в шведских водах, недавно были проданы по цене до 9000 фунтов стерлингов за штуку.
Ян Хадсон говорит, что глубины океана – это «идеальный погреб»: «Многие винные дома сейчас хранят вино под водой. Я разговаривал с экспертами, которые пробовали вина, ранее поднятые с затонувших кораблей, и они говорят, что это вино просто потрясающее на вкус. Его можно продавать по 25 000 евро за бутылку. В водах Великобритании еще никогда не находили ничего похожего – ни по возрасту, ни по количеству. Мы могли бы узнать, как на вино влияет глубина, вдавливаются ли пробки внутрь из-за давления или в них попадают бактерии. Мы знаем, что у коньяка пробки покрыты свинцом, поэтому они будут в первозданном состоянии».
Представитель Historic England заявил: «Historic England поощряет и поддерживает широкий круг людей, которые принимают участие в заботе о нашем морском наследии. Организация по управлению морскими ресурсами, которую консультирует Historic England, выдает лицензии на многие виды деятельности, связанные с подводным культурным наследием, такие как проведение научных исследований или расследование потенциальных угроз. Политика правительства заключается в том, что подводное культурное наследие, которое включает в себя любые артефакты, находящиеся на кораблях, затонувших более 100 лет назад, не должно рассматриваться как коммерческий товар».
Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайта metro.co.uk