ym

В свое время это был самый большой и самый смертоносный боевой корабль в мире, названный в честь римского бога войны. «Марс» погиб в жестоком морском сражении в 1564 году, унеся с собой на дно Балтийского моря 800 или 900 моряков и целое состояние в золотых и серебряных монетах.

«Марс» - машина времени на дне Балтики

Фотография смонтирована из множества кадров. Справа вверху виден дайвер – для масштаба.

Автор: Tomasz Stachura

Детская мечта

Охотники за сокровищами, археологи и историки-любители искали «Марс» многие годы. Но поиски оставались безрезультатными до 2011 года, когда группа дайверов наконец совершила одну из наиболее значительных находок в современной морской археологии.

Находка увенчала 20-летние поиски, предпринятые Ричардом Лундгреном, его братом Ингмаром и их коллегой Фредериком Скогом. Они мечтали найти легендарный «Марс» с тех пор как, еще детьми, побывали в музее другого знаменитого шведского корабля, «Ваза». Именно эта детская мечта в немалой степени повлияла на выбор профессии Ричарда и Ингмара. Эта же мечта привела их к созданию Ocean Discovery, компании профессиональных дайверов, принимающих участие в подводных археологических работах.

И вот, весной 2011 года команда шведских дайверов под руководством братьев Лундгренов все-таки сделала это – после многолетних поисков они обнаружили обломки знаменитого военного корабля «Марс», покоящиеся на глубине 75 метров на дне Балтийского моря, в 12 морских милях к юго-востоку от острова Эланд.

«Марс» - машина времени на дне Балтики

Бог войны

На момент гибели «Марс» был самым большим военным кораблем в мире – длиной 60 метров, водоизмещением почти 2 тысячи тонн, в качестве вооружения он мог нести больше полутора сотен пушек, а чтобы управлять им была необходима слаженная работа нескольких сотен моряков. Но теперь, три года спустя после его обнаружения, исследователи пришли к выводу, что этот корабль уникален не только своей историей, возрастом и размерами, но и необыкновенно хорошей сохранностью.

Шведский морской археолог Йона Рённби, глава Института подводных археологических исследований и профессиональный дайвер, получил от Национального географического общества грант на изучение останков легендарного флагмана военного флота шведского короля Эрика XIV.

«Это недостающее звено», - говорит Рённби. Это единственный дошедший до нас представитель первого поколения больших европейских трехмачтовых военных кораблей. Морские историки много знают о кораблях XVII века, но очень мало – о военных кораблях XVI века, а это очень важный период в истории военного флота, поскольку именно тогда начали появляться большие трехмачтовые военные корабли.

Что делает находку еще более замечательной, так это то, что причиной гибели корабля стал не конструктивный дефект или неумелое управление. «Марс» был прекрасной военной машиной, он отлично показывал себя в бою. В момент гибели он нес максимально возможное вооружение (даже в «вороньем гнезде» на мачте была пушка), имел на борту многочисленную команду, солдат и все необходимое снаряжение и припасы, которые могут понадобиться на военном корабле (включая восемь сортов пива). Этот корабль обладал просто неслыханной для того времени военной мощью. И именно эта мощь, а точнее пушки, и привели корабль к гибели.

«Марс» - машина времени на дне Балтики

Гибель в огне

В 1564 году на море шла ожесточенная война Швеции с Данией, Польшей и немецким городом Любек (центром Ганзейского союза). В конце мая шведский флот попал в бурю, которая рассеяла корабли. В результате к началу сражения с объединенными флотами Дании и Любека у берегов шведского острова Эланд, рядом с флагманом оставались лишь два корабля из всей эскадры.

Несмотря на это, шведам удалось отбиться от датчан в первый день сражения. На второй день испытать свои силы решили немцы. Два остававшихся шведских корабля вскоре вышли из сражения, оставив «Марс» наедине с превосходящими силами противника. Немцам удалось поджечь шведский флагман, а затем приблизиться к горящему кораблю и высадить на него своих солдат. Завязалась ожесточенная схватка, но пожар тем временем разгорался и вскоре жар стал таким сильным, что начали взрываться пушки. А когда огонь добрался до запасов пороха, раздался взрыв, который в итоге и пустил корабль ко дну.

Однако существует легенда, трактующая этот момент несколько иначе. Шведские короли в то время старались укрепить свое положение, но католическая церковь представляла для них угрозу, поскольку обладала слишком большой властью. Пытаясь ослабить власть церкви, монарх того времени (например такой, как Эрик XIV, по приказу которого был построен «Марс») конфисковал церковные колокола и переплавлял их на пушки для своих военных кораблей. По легенде, именно пушки из церковных колоколов и обрекли «Марс» на гибель. На его борту было от 107 до 173 пушек самых разных размеров.

«Марс» - машина времени на дне Балтики

Машина времени

31 мая 1564 года «Марс» затонул. Опустившись на дно, корабль завалился на правый борт. Небольшое количество осадочных отложений, медленные течения, слабоминерализованная холодная вода и отсутствие корабельных древоточцев, в других морях полностью уничтожающих затонувшие деревянные корабли всего лишь за пять лет – сочетание всех факторов обусловило удивительно хорошее состояние этого левиафана, пролежавшего на дне добрых 450 лет.

«Это не просто корабль, это поле боя, - говорит Рённби. - Погружаясь к его останкам, вы приближаетесь к тому роковому пожару на борту, к кровавому сражению, когда люди убивали друг друга, а вокруг все горело и взрывалось». В самом деле, когда дайверы подняли кусок обшивки на поверхность, они почувствовали исходивший от него слабый запах горелого дерева.

Рённби и его команда пришли к выводу, что «Марс» следует оставить на дне – подъем обошелся бы слишком дорого и был бы сопряжен со значительными риском для останков древнего судна и других исторических артефактов, покоящихся среди обломков. Вместо этого исследователи планируют провести трехмерное сканирование остова корабля и на его основе, при помощи фотоснимков и видео, создать подробную цифровую модель места последнего упокоения грозного морского гиганта. Лазерное сканирование проводится с точностью до двух миллиметров – этого более чем достаточно, чтобы удовлетворить потребности большинства историков и археологов.

«Марс» - машина времени на дне Балтики

В России подобная работа была проделана на месте гибели корабля «Лефорт». На Подводном портале подробно освещался ход экспедиции, а феврале этого года сайт с трехмерной реконструкцией «Лефорта» был представлен широкой публике. 

Используя новые инструменты и технологии, ученые смогут воссоздать последние минуты «Марса» и узнать больше о том, как действовали моряки во время морских боев того времени.

Посмотрите видеоролик о «Марсе», и вы удивитесь, как таинственно и величественно выглядит он даже сейчас, покоясь на дне холодной Балтики.

Фото: Ingemar Lundgren/Ocean Discovery

Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайтов: www.nationalgeographic.com, www.adrex.com

Другие новости по теме: Подводные находки