Боб Чок ныряет в гавани Галифакса вот уже 30 лет, совершив за это время сотни погружений. Но этой весной обычное погружение закончилось необычной находкой.
Боб решил нырнуть в небольшой бухте Тафтс-Коув, расположенной в северной части узкого пролива, отделяющего залив Бэдфорд-Бэйсин от внешнего рейда порта Галифакс. И среди разбегающихся в разные стороны крабов, стеклянных бутылок и пластикового мусора, он наткнулся на массивный объект – огромный якорь.
«Когда я впервые увидел якорь, я подумал: понятно, здесь было крушение, здесь лежит какой-то старый забытый корабль. Но корабль такого размера никак не мог сюда попасть», - вспоминает Боб Чок. Он исследовал дно вокруг находки, пока не закончился воздух в баллоне. По его оценке, якорь был около двух метров в длину и должен был весить примерно 135 килограммов. «Корабль, которому нужен якорь такого размера, не смог бы зайти в мелкую каменистую бухту Тафтс», - сказал себе он. Так как же туда попал этот большой старый якорь?
Поднявшись на поверхность, Боб посмотрел на противоположный берег пролива и обнаружил, что смотрит прямо на эпицентр печально знаменитого взрыва в Галифаксе, в результате которого погибло около 2000 человек.
6 декабря 1917 года в проливе Галифакса произошло столкновение между норвежским судном «Имо» и французским транспортом «Монблан». Столкновение было небольшим, «Монблан» получил незначительные повреждения. Но, к сожалению, время было военное, и транспорт был полностью загружен одной только взрывчаткой – более 2,5 тысяч тонн. Трение металлических корпусов при столкновении вызвало искры, на «Монблане» начался пожар.
Понимая, к чему идет дело, команда покинула горящий корабль, превратившийся в гигантский брандер. Волнами и ветром его отнесло к причалам, где он навалился на 6-й пирс, на месте которого сегодня стоит гигантское здание верфи. Через 20 минут после столкновения раздался ужасающей силы взрыв – сильнее которого не случалось в доядерную эпоху.
Взрывом была уничтожена значительная часть города, погибло огромное количество народу, тысячи человек были ранены. Корпус «Монблана» разорвало на куски, 100-килограммовый кусок шпангоута был найден в лесу в 19 км от эпицентра взрыва. Другие корабли, находившиеся в порту в тот момент, также были уничтожены или выброшены на берег.
Скорее всего, большой металлический якорь, найденный на берегу мелководной бухты через пролив от места взрыва, забросило сюда взрывной волной сто с лишним лет назад.
Шхуна "Святой Бернар". На фото хорошо виден один из якорей.
Боб Чок считает, что якорь принадлежал шхуне «Святой Бернар», которая как раз была пришвартована у 6-го пирса и принимала груз пиломатериалов. Взрывом шхуну разнесло на куски и разметало по округе. Ее якорь вполне мог оказаться в бухте на противоположном берегу пролива.
«Итак, вот у вас есть два корабля рядом, и между ними пирс. Вот «Монблан», вот «Святой Бернар», - рассуждает Чок, показывая расположение кораблей. - «Этот взрывается, этот разносит взрывом, и я уверен, что якорь пролетел по воздуху и приземлился прямо здесь».
Красная стрелка - место взрыва, синяя стрелка - бухта Тафтс Коув. Между ними около 1,5 км.
Гораздо более тяжелый якорь «Монблана» был найден в трех с лишним километрах от места взрыва.
«К сожалению, у меня нет ничего, что могло бы доказать, что это был «Святой Бернар», - сказал Чок. – «Только косвенные доказательства. Но если бы вы потратили столько же времени на изучение кораблей, чтение о кораблях, погружения на затонувшие корабли, сколько потратил я, вы бы не смогли придумать разумного объяснения, что еще это могло бы быть».
Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайта www.cbc.ca