Глубоководный исследователь Виктор Весково и его команда обнаружили и погрузились к самому глубоколежащему из известных затонувших кораблей – американский эсминец USS «Samuel B Roberts» (DE-413) покоится на глубине 6,9 км.
Военный корабль «Sammy B» (как его сокращенно прозвали моряки) был спущен на воду в январе 1944 года. В октябре того же года участвовал в битве у острова Самар в заливе Лейте в Филиппинском море, в бою получил пробоину и затонул. Участники сражения после говорили о «Sammy B», что это был «эскадренный миноносец, сражавшийся как линкор».
Виктор Весково погрузился к эсминцу в своем двухместном спускаемом аппарате «Тритон» в сопровождении французского специалиста по гидролокации из «Deep Ocean Research» Жереми Моризе. Спуск состоялся 22 июня. Исследователи смогли осмотреть весь корабль, от носа до кормы. Они установили, что эсминец разломился на две части, которые лежат на расстоянии 10 метров друг от друга.
В прошлом году Весково исследовал эсминец USS «Johnston» - на тот момент это было самым глубоким в мире погружением к затонувшему кораблю, на глубину 6,47 км. «Sammy B» лежит на 426 м глубже. Он затонул в сражении в заливе Лейте, самом масштабном морском сражении в истории Второй мировой войны.
Командовал 93-метровым «Sammy B» лейтенант-коммандер Роберт Коупленд. Эсминец значительно уступал в вооружении и скорости мощным кораблям японского флота. Но, по словам очевидцев, он вступил в бой с тремя японскими линкорами, включая самый большой из когда-либо построенных линкоров – «Ямато». Кроме того, орудия эсминца нанесли значительный урон двум японским тяжелым крейсерам – «Чокай» и «Тикума».
После долгого боя, израсходовав почти все боеприпасы, «Sammy B» получил огромную пробоину (12 на 3 метра), и в конце концов затонул. Восемьдесят девять из 224 членов экипажа погибли, но лейтенант-коммандер Коупленд выжил и позже был награжден.
«Sammy B» и другие эсминцы нанесли такой тяжелый урон японскому флоту, что адмирал Курита в итоге был вынужден отступить.
Архивные записи о местоположении затонувшего корабля оказались неточными, поэтому обнаружить его оказалось не так просто. Но благодаря тщательной работе в архивах и исследованиям на местности, поиски увенчались успехом. Экспедиционное судно было оборудовано техникой для полномасштабных исследований. Для батиметрии использовался глубоководный гидролокатор Kongsberg EM-124, также на борту была установлена первая в своем роде гидролокационная система бокового обзора, созданная Deep Ocean Search для работы на максимальных глубинах океана (11 км, обычный предел для такой аппаратуры – 6 км). Кроме того, исследователи использовали высокочастотный гидролокатор Kongsberg Mesotech 1000 ближнего действия.
Caladan Oceanic и команда организаторов EYOS Expeditions совершили шесть погружений в течение восьми дней (с 17 по 24 июня) в поисках не только «Sammy B», но и авианосца «Gambier Bay» (CVE-73). Последний, несмотря на два специальных погружения на глубины до 7 км, обнаружить не удалось.
Когда был найден затонувший корабль, эксперты сразу смогли опознать его по трехтрубной торпедной установке – «Sammy B» был единственным из затонувших военных кораблей, имевшим такое вооружение.
Разбитый корпус затонувшего корабля лежал на морском склоне, а на видеозаписи можно было рассмотреть детали, включая упавшую мачту и кормовую орудийную башню, где, как описывает Весково, «храбрый, смертельно раненный помощник стрелка Пол Х. Карр погиб, пытаясь зарядить последний снаряд в сломанную казенную часть орудия».
Виктор Весково заявил: «Для меня было огромной честью найти этот славный корабль и, таким образом, иметь возможность напомнить его историю героизма и выполненного долга тем, кто мог не знать об этом эсминце и его самоотверженном экипаже. Я всегда буду преклоняться перед бесконечной храбростью тех, кто в этой битве сражался с превосходящими силами – и победил».
Руководитель экспедиции Кельвин Мюррей, директор по экспедиционным операциям и подводным проектам EYOS Expeditions, добавил: «Вся наша команда, как всегда, приложила все усилия для успешного выполнения задачи – экипаж корабля, вспомогательная команда, историки и другие специалисты. Сочетая детективную работу и инновационные технологии, нам удалось найти место последнего упокоения этого героического корабля. Это была сложная, захватывающая и незабываемая экспедиция, посредством которой мы отдаем дань памяти кораблям и морякам из всех стран, которые так упорно сражались во время этой битвы».
Все данные, связанные с погружением, включая гидроакустические карты, видео и фотографии, будут переданы Командованию наследия и истории ВМС США.
После успешных испытаний, «Caladan Oceanic» намеревается в начале июля доставить новый гидролокатор бокового обзора «Deep Ocean Search» к самой глубокой точке на Земле, бездне Челленджера Марианской впадины, где в ходе серии из четырех погружений будет проведено картирование ранее неисследованных участков.
Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайта divernet.com