На дне Средиземного моря найдено предвестие глобализации

22.04.20
На дне Средиземного моря найден корабль-предвестник глобализации
Китайский фарфор династии Мин, находившийся на борту корабля Османской империи, затонувшего в Средиземном море около 1630 года.
Фото: Enigma Recoveries

Почти семьдесят лет подводные археологи обшаривали дно в восточной части Средиземного моря в поисках кораблей, затонувших на оживленных судоходных маршрутах Античности.

И вот, несколько лет назад команда исследователей под руководством британских археологов совершила невероятное открытие. Целая флотилия из 12 кораблей разных государств – Эллады, Рима, Османской империи – покоится на глубине двух километров на дне Левантийского моря. Корабли затонули в разное время, от III века до нашей эры до XIX века нашего времени.

На дне Средиземного моря найден корабль-предвестник глобализации

Шон Кингсли, директор Центра морских исследований Востока и Запада и археолог проекта «Загадочные затонувшие корабли» (Enigma Shipwrecks Project – ESP), заявил: «Это поистине революционное открытие, одна из самых невероятных находок, когда-либо совершенных на дне Средиземного моря».

Для изучения найденных судов были использованы новейшие дистанционно управляемые аппараты. По оценке специалистов, некоторые из находок могут заставить ученых заново переписать историю.

Один из найденных кораблей – торговое судно Османской империи, затонувшее в XVII веке. Оно отличается колоссальными размерами, на его палубе могли бы разместиться сразу два корабля средних размеров. Корабль ушел на дно с богатейшим грузом, археологи обнаружили сотни артефактов, относящихся к 14 культурам и цивилизациям, включая древний китайский фарфор, расписную керамику из Италии и индийский пряности. Этот корабль позволяет историкам восстановить прежде неизвестный морской маршрут, по которому шелк и пряности доставлялись из Китая в Персию, через Красное море, и затем на восток Средиземноморья.

Корабль, который предположительно затонул около 1630 года, направляясь из Египта в Стамбул, представляет собой своеобразную капсулу времени, в которой заключена история зарождающейся глобализации. Шон Кингсли поясняет: «Найденные товары и предметы относятся к 14 различным культурам и цивилизациям. В их числе Китай, Индия, Персидский залив, Красное море, Северная Африка, Италия, Испания, Португалия, Бельгия. Такое разнообразие удивительно для того времени – до начала современного судоходства. Кроме того, это один из наиболее впечатляющих образцов судостроения – 43 метра в длину и грузоподъемностью тысячу тонн. Его размеры впечатляют не меньше, чем разнообразие его груза».

На дне Средиземного моря найден корабль-предвестник глобализации
Медный кофейник с корабля, затонувшего около 1630 года.
Фото: Enigma Recoveries

Китайский фарфор включает 360 расписных чашек, тарелок и сосудов, выполненных в мастерских города Цзиндэчжэнь во время правления императора Чжу Юцзяня – последнего императора империи Мин. Чашки изначально предназначались для чайных церемоний, но османы приспособили их для своего любимого напитка, вскоре вошедшего в моду повсеместно – для кофе.

В глубине грузового отсека нашлись одни из самых ранних глиняных трубок для табака. Вероятно, их спрятали специально, поскольку курение табака в те времена было под запретом.

Стивен Вэллери, соруководитель проекта Enigma Shipwrecks: «В Левантийсокм море загадочные затонувшие корабли лежат в территориальных водах каждого из государств. Все свои находки мы тщательно задокументировали при помощи фотокамер, HD видеосъемки, фотомозаик и гидролокаторов. Для науки и для подводных исследований это открытие – огромный скачок вперед».

Завершающая фаза полевых работ проекта Enigma прошла в 2015 году. Все последующие годы ведется обработка полученных материалов, многие из которых не опубликованы до сих пор. Команда проекта надеется, что по завершении исследований, все находки станут частью постоянной экспозиции музея на Кипре – поскольку именно Кипр стал штаб-квартирой археологов, работавших над проектом.

Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайта www.theguardian.com