ym

Редкая галера найдена у берегов Египта

Подводные археологи под руководством Франка Годьо обнаружили редкую древнюю галеру в затонувшем городе Гераклион у средиземноморского побережья Египта.

Историкам известно, что во II веке до нашей эры во время катастрофического оползня обрушился храм верховного египетского бога Амона - несколько тяжелых каменных блоков упали на военный корабль и потопили его. Галера была пришвартована у пристани в глубоком канале, который тянулся вдоль южной стороны храма, и падающие камни прижали ее ко дну канала, а мелкие обломки заполнили все пустоты, сохранив таким образом остатки корабля до наших дней. Теперь они лежат под 5-метровым слоем глины, перемешанной с обломками храма. Найти корабль удалось при помощи специального прибора - профиломера твердого дна.

Сотрудники Европейского института подводной археологии, в сотрудничестве с Министерством туризма и древностей Египта и при поддержке Фонда Хилти, работают на территории залива Абу-Кир уже более двух десятилетий. Сейчас Гераклион находится примерно в семи км от современного северного побережья Египта, но на протяжении веков он был крупнейшим средиземноморским портом страны, охранявшим вход в Нил до того, как Александр Македонский основал Александрию в 331 году до нашей эры. Династия Птолемеев, основанная одним из генералов Александра, вскоре сменила фараонов на троне Египта и просуществовала почти три столетия. Однако землетрясения, цунами и повышение уровня моря привели к гибели города, который затем исчез под водой - и был вновь найден французским подводным археологом Франком Годьо и дайверами из его команды только в 2000 году.

«Обнаружить быстроходные галеры этого периода удается крайне редко, до сих пор была найдена только одна - карфагенская, лежавшая на дне недалеко от сицилийского города Марсала, - пояснил Годьо, имея в виду судно, датируемое 235 годом до нашей эры. - До нынешней находки древнегреческие корабли этого типа были совершенно неизвестны археологам. Наше предварительное исследование показывает, что корпус этой галеры был построен в классических традициях, которые основывались на длинных соединениях "шип-гнездо" и хорошо развитой внутренней структуре. Однако он также содержит черты, характерные для древнеегипетского кораблестроения. Это было гребное судно, но на нем имелся и большой парус, о чем свидетельствует значительный размер степса мачты (углубления в днище или палубе, куда устанавливалось основание мачты - прим.ред.). Это длинное судно имело плоское дно и плоский киль, что было весьма удобно для плавания по Нилу и его дельте. Некоторые типичные черты древнеегипетского судостроения, а также свидетельства повторного использования дерева в постройке корабля указывают на то, что он был построен в Египте. При длине более 25 м он имел отношение длины к ширине, близкое к 6:1».

Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайта divernet.com

Другие новости по теме: Подводные находки