Изображение, полученное с помощью гидролокатора.
Легендарная летчица Амелия Эрхарт и ее штурман Фред Нунан вылетели из городка Лаэ в Новой Гвинее 2 июля 1937 года – им оставалось преодолеть всего 11 265 км, чтобы завершить рекордный кругосветный полет. Но их самолет исчез.
И вот недавно команда американской компании по производству морской робототехники Deep Sea Vision обнаружила то, что, по их мнению, является обломками пропавшего самолета Амелии Эрхарт Lockheed 10-E Electra. Правда, для подтверждения этого предположения им придется спуститься на глубину 5 км в центральной части Тихого океана.
Команда Deep Sea Vision
Свой кругосветный перелет Эрхарт и Нунан начали из Майами 1 июня 1937 года, а к 29 июня они достигли Новой Гвинеи. Оттуда, вылетев из городка Лаэ, они направлялись к острову Хауленд – маленькому коралловому острову площадью всего 2,6 км2, расположенному в Тихом океане к северу от экватора, примерно на полпути между Гавайями и Австралией. Там они должны были дозаправиться перед следующим перелетом, до Гонолулу. Найти в океане, после 17 часов полета, крошечный островок было крайне сложной задачей для навигационной технологии того времени.
Остров Хауленд в 1937 году.
Генеральный директор Deep Sea Vision Тони Ромео и 16 человек его команды в своих поисках исчезнувшей «Локхид Электры» опирались на «теорию линии перемены дат».
Согласно этой теории, уставший после многочасового полета Нунан просто забыл поменять дату с 3 на 2 июля, когда самолет пересек линию перемены дат. Такая навигационная ошибка привела бы к тому, что расчетное положение самолета сместилось бы на 96 км относительно его реального положения.
Следуя этой идее, компания Deep Sea Vision просканировала более 13 470 км2 морского дна с исследовательского судна Offshore Surveyor, используя модифицированный автономный подводный аппарат Kongsberg Discovery HUGIN 6000 с системой гидролокационного сканирования с синтезированной апертурой. И в конечном итоге им удалось получить изображения, на которых, по их мнению, виден пропавший самолет.
«Изображение было получено на 32-й день экспедиции, - рассказал Тони Ромео. - Однако увидели мы его только в последний день поисков, 30 ноября. Экспедиция официально завершилась 2 декабря. Используя данные о траектории полета и другие подсказки, мы смогли сузить область поиска и нацелиться на очень конкретную область, в которой, по нашему мнению, находился самолет».
Историк авиации США Стив Цугер отмечает, что, хотя крылья найденного самолета, похоже, имеют обратную стреловидность, чего не было у «Локхид Электры», вполне возможно, что они подверглись коррозии и были сдвинуты назад течениями. «На изображении смутно видны двойные рули направления… очень немногие самолеты того времени имели двойное хвостовое оперение [вертикальный стабилизатор], а у «Электры» оно было, что навело меня на мысль, что это может быть самолет Эрхарт. Кроме того, в этой части Тихого океана в то время зарегистрировано очень мало случаев гибели самолетов этой модели, не говоря уже о такой близости от Хауленда.
Я не знаю, в каком положении лежит предполагаемый самолет Амелии Эрхарт и Фреда Нунана… если его нос направлен в сторону Гавайев, значит, она не пыталась развернуться, а посадила самолет на воду, держа направление в сторону острова Хауленд.
Она была отличной летчицей и, вероятно, постаралась аккуратно посадить «Локхид Электру» на воду. У Эрхарт не было с собой плота, потому что она оставила его на одной из остановок, чтобы сэкономить вес, поэтому она знала, как важно попытаться не повредить самолет при посадке. Ведь ей было нужно, чтобы ее «Электра» служила спасательным плотом и оставалась на плаву как можно дольше. Когда под тяжестью двигателей самолет, в конце концов, ушел под воду, опустившись на дно на глубину нескольких километров в холодном темном океане, он вполне мог быть целым после мягкой посадки на воду».
Амелия Эрхарт и её "Локхид Электра" в 1937 году.
Амелия Эрхарт родилась в Канзасе в 1897 году и начала учиться летать после переезда в Калифорнию в январе 1921 года. И уже меньше чем через два года она установила свой первый мировой рекорд, поднявшись на 4 300 метров – выше, чем другие женщины-пилоты (которых, надо сказать, тогда было крайне мало). В 1923 году она получила лицензию на управление самолетом, став 16-й женщиной в списке лицензированных пилотов. В 1928 году она стала первой женщиной, перелетевшей Атлантику. К сожалению, из-за крайне неблагоприятной погоды и отсутствия опыта управления тяжелыми многомоторными самолетами, тот перелет Эрхарт совершила практически в качестве пассажира. Но уже в 1932 году она первой из женщин и второй после Чарльза Линдберга совершила такое же путешествие в одиночку, уже в качестве пилота.
В 1935 году она совершила первый одиночный перелет с Гавайев в Калифорнию. При попытке выполнить его погибло столько пилотов, что правительство США запретило даже пытаться. Амелии пришлось добиваться специального разрешения. Она получила его и за 18 часов долетела от Гавайев до Окленда.
Словом, Амелия Эрхарт была одним из самых опытных и высококлассных пилотов своего времени. А те, кто сталкивался с ней на профессиональной почве, отмечали также ее природный талант в пилотировании.
В августе 2019 года исследователь морских глубин Роберт Баллард, первооткрыватель «Титаника», организовал собственную экспедицию в попытке разгадать загадку исчезновения Амелии Эрхарт.
Остров Хауленд. На заднем плане - маяк, названный в честь Амелии Эрхарт.
Его поиски сосредоточились на отдаленном атолле Никумароро в Республике Кирибати. Известный в 1937 году как остров Гарднер, он расположен примерно в 640 км к юго-востоку от Хауленда, и Баллард полагал, что авиаторы могли спастись на этом острове и разбить там лагерь.
Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайта divernet.com