ym

 - читайте новости подводного плавания на портале Тетис

Дайверы обследовали затонувший корабль, лежащий в нескольких километрах от острова Олдерни в проливе Ла-Манш, и идентифицировали его как давно пропавший викторианский грузовой пароход «Virago».

Затонувшее судно впервые было замечено во время исследования морского дна в 2009 году, но тогда оно так и осталось неопознанным. В районе Олдерни чрезвычайно мощные приливы и отливы, и сильные течения (до 7 узлов) ограничивают доступ дайверов к рэку.

Построенный в 1871 году, 86-метровый «Virago» имел валовую вместимость 1809 тонн и входил в состав «Wilson Line», в то время крупнейшего в мире частного пароходного флота. Корабль использовался для перевозки генеральных грузов, первоначально на Дальний Восток.

«Вираго» направлялся в Одессу с тысячей тонн техники на борту, когда 3 июня 1882 года в тумане он, как полагают, наткнулся на риф. Пароход погиб вместе со всеми 26 членами экипажа, включая капитана Джона Генри Стивенса. На берега острова Олдерни и материковой Франции было выброшено одно тело и четыре пустые спасательные шлюпки. Почему команда не смогла спастись на этих шлюпках, остается загадкой.

Команда дайверов, состоящая из пяти человек, погружалась, используя снаряжение с открытым циклом. Вот что рассказал один из участников погружений, Джей Пи Фэлейз: «У меня была спарка 300 бар и 7-литровый стейдж с 50% O2. У нас также была установлена кислородная станция на глубине 6 метров. Между приливом и отливом есть 15-минутная пауза, и мы рассчитали, что на затонувший корабль можно нырнуть только раз в сутки, во время максимального отлива. Мы входили в воду, пока скорость течения еще составляла 1 узел, так что нам приходилось отворачивать голову, чтобы течение не нажимало на кнопку принудительной подачи воздуха на регуляторах. Звучит так себе, но на самом деле это не проблема, когда вы спускаетесь немного глубже».

Погружение требовало строгого планирования времени на дне, чтобы дайверы могли вернуться к тросу до того, как прилив изменит свое направление, что происходит почти мгновенно.

 - читайте новости подводного плавания на портале Тетис

«Мы провели на дне около 18 минут, включая спуск, - говорит Фэлейз. - При всплытии на глубине 18 метров мы переключились с трэвел-газа на 50% кислород. Затем мы добрались до 9 метров, отцепились от спускового троса и переключились на баллоны кислородной станции, вывешенные с нашего катера. После этого мы вместе с катером дрейфовали по течению полтора километра или около того, чтобы завершить декомпрессию и затем выполнить трехминутную остановку безопасности.

Мы ныряем вместе как группа уже 12 лет – каждую неделю круглый год – и хорошо знакомы с техникой погружений друг друга. У нас все отработано, мы все действия выполняем одинаково – как стандартные рабочие задачи, так и порядок действий в случае нештатной ситуации. Этот пароход лежит примерно в двух часах от ближайшей барокамеры, поэтому нам пришлось нырять немного более консервативно».

Фэлейз сказал, что они совершили два погружения на пароход, и условия сильно различались: «Первое погружение для всех нас на этом затонувшем судне – это были простые 40 метров, в целом все прошло довольно приятно. Это был 10-минутный дайв из-за того, что мы не знали, на что способен прилив». Второе погружение пришлось на менее удачный день – под водой была плохая видимость и очень сильное течение.

«На этом рэке очень важно вовремя войти в воду, вы должны быть готовы и надо проверить свое снаряжение заблаговременно. Я пропустил второе погружение на затонувший корабль, но ребята рассказали, что это было ужасно – при всплытии они висели на тросе как флажки...

Мы оставили спусковой трос для нашего последнего погружения, но, прибыв на место, обнаружили, что буй исчез. Мы немного покружили, чтобы найти затонувший пароход при помощи эхолота – и тут заметили буй, который находился на глубине около трех метров. Когда прилив ослаб, буй снова поднялся на поверхность».

 - читайте новости подводного плавания на портале Тетис

На дне, помимо обломков парохода, можно увидеть его груз, самая заметная часть которого – пять больших паровых котлов. Дайверы не видели на рэке ни рыбы, ни крабов, обломки частично отшлифованы песком, который несут приливно-отливные течения.

Опознать «Virago» помог местный исследователь затонувших кораблей Ричард Кин, на счету которого – обнаружение корпуса галло-римского корабля «Астерикс» возле Гернси в 1980-х годах.

Фэлейз поясняет, почему местонахождение «Virago» оставалось неизвестным в течение 140 лет: «Он лежит достаточно глубоко, а морское дно здесь гранитное, поэтому траление в этом районе не проводилось. На пароход можно нырять всего несколько раз в год, когда приливы и отливы слабеют, а море более-менее спокойное».

Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайта divernet.com

Другие новости по теме: Подводные находки