Найденное на дне Балтийского моря недалеко от Стокгольма судно недавно удалось идентифицировать по архивным документам как небольшой шведский военный корабль под названием Bodekull. Он затонул в 1678 году в ходе Сконской войны между Данией и Швецией. Об этом открытии шведские археологи объявили в минувший четверг.
Затонувший корабль был обнаружен в 2003 году. Найденные артефакты указывали на вторую половину XVII века.
С практически целым корпусом, нетронутой палубой и всё ещё стоящими на своих местах двумя мачтами – это один из самых хорошо сохранившихся кораблей того времени в мире. И пусть этот корабль невелик, он имеет много общих деталей с большими парусными военными кораблями – таких как пушечные порты вдоль бортов и скульптурная львиная голова на носу.
Несмотря на то, что найденный корабль получил широкую известность в прессе и привлек пристальное внимание исследователей и специалистов, его название, история и порт приписки оставались загадкой. До сих пор.
Ответ удалось найти Никласу Эриксону, старшему научному сотруднику кафедры археологии и античности Центра морских исследований. Из сохранившихся в военных архивах писем и документов шведского адмиралтейства удалось выяснить, что в 1659 году Карл X Густав заказал несколько небольших кораблей для транспортировки лошадей и солдат во время войны с Данией. После внезапной кончины короля военная кампания против Дании не состоялась, а незаконченные корабли, постройка которых уже началась, были переделаны под другие нужды.
Одним из этих кораблей был Bodekull, построенный под руководством недавно нанятого английского корабельного мастера Томаса Дэя в период между 1659 и 1661 годами. Поскольку проект корабля пришлось менять прямо в ходе строительства, в дошедшей до нас переписке между судостроительной верфью и адмиралтейством сохранилось упоминание о некоторых уникальных особенностях конструкции судна. И эти особенности до сих пор можно увидеть в конструкции корпуса корабля, покоящегося на дне Балтийского моря.
В 1675 году разразилась еще одна война с Данией. Осенью 1678 года командование шведского флота приняло решение не возвращаться в Стокгольм, а попытаться перезимовать где-нибудь к северу от Кальмара – чтобы по весне воспользоваться тем, что эта южная гавань раньше освободится ото льда. Bodekull должен был доставить провиант к месту зимовки, однако по пути налетел на скалы и затонул. Два десятка бочек промокшей муки сняли с затонувшего корабля и отправили в Стокгольм. Так что история гибели корабля сохранилась в документах благодаря оживленной переписке, в которой адмиралтейство пыталось решить, как испечь хлеб из промокшей муки.
Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайта www.xray-mag.com