Три 25-килограммовых торговых гири были подняты с борта голландского корабля Schiedam, вот уже 300 с лишним лет покоящегося на дне у берегов Англии.
Местный морской археолог Дэвид Гиббинс раскопал их и поднял на поверхность. Для этого ему потребовалось совершить восемь погружений. И хотя сделано это было еще в сентябре, объявил он о своей находке только сейчас, после ее детального исследования.
Остатки большого голландского корабля Schiedam были найдены в 1971 году на глубине 4-7 метров. Место находки было объявлено охраняемой территорией. С 2016 года Гиббинс и местный дайв-оператор Марк Милберн, получив официальное разрешение на работы, занимаются исследованием дна и того, что осталось от корабля. Со временем штормы, течения и волны перемещают песок, покрывающий остатки корпуса корабля. Это позволяет исследователям совершать новые открытия.
В своем последнем плавании, отплыв из Нидерландов, Schiedam был захвачен пиратами у берегов Испании, а 10 дней спустя отбит английским капитаном. После этого корабль привели в Танжер, где на него погрузили оружие, грузы, рабочих с семьями и лошадей – англичане в спешке покидали город, осажденный мусульманскими войсками. На обратной дороге из-за плохой погоды корабли конвоя потеряли друг друга, и 4 апреля 1684 года Schiedam выскочил на мель у берегов Корнуолла. Все пассажиры и команда благополучно спаслись. Часть груза успели снять.
Восьмигранные гири были замечены Гиббинсом и Милбурном еще в 2017 году, но тогда они были слишком глубоко зарыты в песок, так что поднимать их не стали. Гири использовались торговцами в Танжере. Вероятно, датируются они началом XVI века. Их бока украшены гербом Португалии, под чьим владычеством находился Танжер с 1471 по 1661 года. Затем город был передан англичанам в качестве приданого португальской инфанты, вышедшей замуж за английского короля. А 20 лет спустя султан Марокко осадил Танжер и вынудил англичан сдать его.
Размер гирь – 19 на 33 см. На верхушке – большое кольцо для переноски. По мнению Гиббинса, бронзовые гири были отлиты в оружейных литейных мастерских, и в Англии их, скорее всего, ждала переплавка.
«Из всех дошедших до нас португальских гирь той эпохи, эти уникальны по своему возрасту, весу и декору, - говорит Гиббинс. - Это одни из самых древних и самых необычных артефактов, поднятых с места гибели корабля у берегов Коруолла».
Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайта www.divernet.com