Бухта Скапа-Флоу в Шотландии – одно из самых популярных в Великобритании мест погружений для дайверов, любящих погружения к затонувшим объектам.
Скапа-Флоу использовалась в качестве базы Королевского флота во время Первой и Второй Мировых войн. После окончания Первой Мировой сюда были отконвоированы корабли немецкого флота с экипажами. Здесь они находились до подписания Версальского договора. Понимая, что передача немецких кораблей союзникам неизбежна, и не желая допустить этого, контр-адмирал Рюйтер приказал открыть кингстоны и затопить корабли. В тот день на дно бухты ушли 52 корабля. Часть кораблей были подняты в 1920-30-хх годах, но на дне остались лежать 3 линкора и 4 крейсера.
Кроме того, на дне бухты покоятся два английских линкора: первый затонул в 1917 году в результате взрыва пороховых погребов, а второй в 1939 году был торпедирован немецкой подлодкой. Каждый из них унес на дно более 800 человек экипажа.
Сегодня доступ дайверов к погибшим английским линкорам запрещен, они охраняются государством как подводные братские могилы. А вот затопленные немецкие корабли осматривать можно (правда, только снаружи). На большей части бухты глубина составляет 30 метров, а немецкие линкоры лежат на глубинах до 43 метров. Скапа-Флоу – популярное место погружений.
И вот, в начале июля в этой Мекке рэк-дайверов была обнаружена неразорвавшаяся торпеда. Просто невероятно, что она пролежала там все эти годы, оставаясь незамеченной и неся в себе угрозу для всего живого в радиусе поражения.
Снаряд был обнаружен в ходе исследования морского дна, проводившегося перед прокладкой подводных кабелей.
После обнаружения смертоносной находки, вокруг нее немедленно была установлена 100-метровая зона отчуждения, а на место были вызваны водолазы Королевского флота, чтобы осмотреть и уничтожить торпеду. На фотографиях было видно, что снаряд сильно проржавел, однако невозможно было определить, может ли он взорваться.
На место прибыла команда из пяти водолазов Королевского флота. Им понадобилось три дня, чтобы спланировать и осуществить операцию по уничтожению торпеды. По словам командира водолазной группы Роя Эдвардса, работу сильно усложнило то, что торпеда находилась в опасной близости от нефтепровода: «Задача была непростая. По нашим оценкам снаряд находился в 210 метрах от нефтепровода. Да и погода тоже была неблагоприятной – волнение на море 2-3 балла, с порывами ветра до 20 узлов. Торпеда была сильно повреждена, и нам необходимо было переместить ее в безопасное место, подальше от трубопровода, прежде чем ее можно будет безопасно утилизировать. Это была деликатная работа».
Вся операция заняла три дня и была разбита на несколько этапов. Сперва разведывательное погружение, определение местоположения и маркировка торпеды. Затем на торпеде закрепили ремни и осторожно подняли ее к поверхности. После этого снаряд отбуксировали примерно на четыре километра в сторону, подальше от подводных кабелей, трубопроводов и рыбных ферм. И, наконец, в 17:00 в воскресенье водолазы произвели контролируемый подводный взрыв, чтобы обезвредить боеприпас.
Поскольку снаряд был сильно поврежден, эксперты не смогли окончательно его идентифицировать, однако считается, что это была торпеда Mark 8, которая впервые была запущена в производство в 1920-х годах.
Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайта www.dailyrecord.co.uk