В декабре 2017 года в Швеции, к северу от Даларё, в Стокгольмском архипелаге, на глубине 30 метров был найден большой трехмачтовый корабль.
Дайверы-археологи из «Vrak», Стокгольмского музея затонувших кораблей, который является частью Шведского музея истории мореплавания и транспорта (SMTM), провели первоначальные исследования и смогли датировать судно серединой XVI века. Они также установили, что груз корабля сохранился, и он в значительной части состоял из железа – главным образом в форме «осмундов». Это небольшие кусочки железа, весом чуть менее 300 граммов каждый, пригодные для нужд деревенских кузниц. С раннего средневековья и до начала XVII века это была важная статья экспорта страны. Но находки такого большого количества осмундов в одной точке крайне редки.
Поскольку идентифицировать корабль пока не удалось, ему дали название по основному грузу – «Osmund».
На месте кораблекрушения найдены также личные вещи моряков и различная камбузная утварь. Помимо железа, в трюмах корабля еще были бочки, в которых могло перевозиться все что угодно, от масла до смолы или поташа – чтобы определить, что именно вез корабль, необходимо провести дополнительные анализы.
Дайв-понтон на месте гибели корабля.
«Осмунд» уникален – я никогда не видел ничего подобного, - говорит Джим Ханссон, подводный археолог из «Vrak», Стокгольмского музея затонувших кораблей. – Мы до сих пор не знаем тип корабля, и пока еще остаются неисследованными большие участки корпуса и значительная часть груза».
Джим Ханссон осматривает груз железа в обломках корабля.
Недавно шведская благотворительная организация «Voice of the Ocean» выделила на продолжение раскопок грант, эквивалентный сумме около 145 000 долларов. Благодаря этому, в 2024 году на Балтике сможет начаться крупная археологическая операция по исследованию 500-летнего затонувшего корабля. Руководителем проекта станет Джим Ханссон. «Каждое погружение дает новую информацию, и благодаря гранту «Voice of the Ocean» мы сможем провести масштабные раскопки затонувшего корабля уже весной», - сообщил он.
Джим Ханссон с железом, которое перевозил корабль, затонувший 500 лет назад.
Тщательное исследование этого корабля может расширить знания ученых о производстве железа, торговле, судоходстве и модернизации судостроения XVI века, говорит представитель «Vrak». Поэтому продолжение подводных исследований, начатых в 2018 году, важно для науки.
Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайта divernet.com