У берегов городка Фьельбака на западе Швеции, известного по детективным романам Камиллы Лэкберг и их экранизациям, найдено место крушения средневекового корабля. И похоже, что это один из старейших коггов, когда-либо обнаруженных в Европе.
Обломки корабля были обнаружены в сентябре прошлого года, но о находке стало известно только сейчас, когда эксперты отдела исторических исследований Гетеборгского университета завершили датировку по годичным кольцам образцов древесины, отобранных дайверами. «Найденный корабль был построен из дубов, срубленных между 1233 и 1240 годами, то есть почти 800 лет назад», - говорит морской археолог и руководитель проекта Стефан фон Арбин. Дубы, по всей вероятности, росли на северо-западе Германии.
Археологи из университета Гетеборка осматривали побережье провинции Бохуслен с помощью воздушного дрона на предмет обломков кораблекрушений, когда обнаружили некий объект у острова Дингё. В ходе последующего погружения к объекту было установлено, что это средневековый когг - редкая находка.
Проект по поиску затонувших кораблей является частью докторской диссертации фон Арбина по средневековой географии мореплавания и транспорта: «На самом деле мы искали совершенно другое кораблекрушение, которое датировалось началом 1500-х годов. Вместо этого мы нашли затонувший корабль 1230-х годов. Остатки корабля лежат на дне естественной гавани. На кадрах с дрона можно увидеть более темное пятно недалеко от берега, на глубине примерно 2 метра, контрастирующее с окружающим более светлым морским дном. Когда я нырнул, чтобы осмотреть объект на месте, выяснилось, что это остатки добротного средневекового корабля, называвшегося когг».
Стефан фон Арбин считает, что это открытие подчеркивает важность Бохуслена как международного морского торгового пути того времени. Когги впервые появились в северо-западной Европе примерно в X веке нашей эры, но только к XII веку они начали заменять торговые суда викингов - кнорры.
Когг - это средневековое одномачтовое палубное парусное судно с высокими бортами и мощным корпусом. Приводимый в движение парусом с квадратным вооружением на одной мачте, благодаря прлоскому днищу когг мог нести больше груза, чем кнорр, и был более устойчивым при погрузке и разгрузке. Его высокие борта также затрудняли захват корабля нападающими в море. Сохранившаяся часть корпуса найденного когга имеет длину около 10 м и ширину 5 м, хотя фон Арбин полагает, что изначально длина корабля должна была достигать 20 м. Нижняя обшивка была уложена заподлицо, а боковые доски уложены внахлест или обшиты клинкером. Швы между досками были заделаны мхом - метод, часто применявшийся при постройке коггов.
«Мы предполагали, что обнаруженный корабль, скорее всего, относится к средневековью, но точного его возраста мы не знали, пока на прошлой неделе не пришли результаты дендрохронологического анализа, - поясняет фон Арбин. - Оказалось, что наш когг - четвертый или пятый по старшинству из всех когда-либо обнаруженных!»
Почему корабль затонул, неизвестно, хотя обугленная древесина указывает на то, что на борту был сильный пожар. Южное побережье Норвегии, которое в средние века включало в себя Бохуслен, в те годы как раз переживало всплеск пиратства, так что нападение - одна из возможнных гипотез. Кроме того, в первые десятилетия XII века шла интенсивная борьба за норвежскую корону, поэтому когг мог участвовать в сражении. Впрочем, возможно, что на борту просто случайно вспыхнул пожар, когда судно стояло на якоре.
Стефан фон Арбин и его команда планируют продолжить погружения к найденному коггу, но для этого им потребуется как разрешение от административного совета округа, так и солидное внешнее финансирование, которое, по словам ученого, в настоящее время недоступно.
Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайта divernet.com