Подводные археологи в 1960-х годах на месте обнаружения "Кирении".
Древние затонувшие корабли, найденные в XX веке, исследовались с использованием технологий, доступных археологам в то время. И некоторые из этих методов, как оказалось, были не вполне безобидными. Теперь у специалистов появились новые возможности, и они возвращаются к изучению прежних находок, чтобы получить больше информации.
Одной из таких прежних находок является «Kyrenia», затонувший корабль, найденный у берегов северного Кипра почти 60 лет назад. Повторное исследование позволило существенно уточнить датировку.
15-метровое судно, экипаж которого должен был состоять из четырех человек, было обнаружено местным дайвером Андреасом Кариолу еще в 1965 году, и стало первым крупным греческим судном эллинистического периода, найденным с практически полностью сохранившимся корпусом. С 1967 по 1969 год все, что осталось от корабля, было раскопано, поднято и собрано на поверхности для научного изучения, включая груз из сотен амфор, некоторые из которых содержали тысячи зеленых миндальных орехов. Были построены и спущены на воду три копии «Кирении», но датировка постройки и гибели оригинала до сих пор оставалась неясной. Дизайн амфор и небольшое количество найденных на месте монет позволили датировать кораблекрушение концом 300-х годов до нашей эры.
"Кирения" после извлечения на поверхность, обработки и консервации.
Проблема, с которой столкнулись современные исследователи, заключалась в том, что при первоначальной консервации поднятого со дна корабля использовался полиэтиленгликоль (ПЭГ), стандартная технология сохранения долго пробывшей в морской воде древесины, применявшаяся в 1960-х годах. Полученное в результате загрязнение нефтепродуктами сделало невозможной радиоуглеродную датировку. Поэтому группа ученых под руководством профессора Стерта Маннинга из Корнеллского университета в Нью-Йорке в сотрудничестве с исследователями из Университета Гронингена в Нидерландах занялась поисками способа очистки древесины. И им удалось найти средство, которое позволило избавиться от 99,9% ПЭГ. Они успешно опробовали его на образцах римской эпохи из Колчестера, которые можно было параллельно датировать по годичным кольцам деревьев, чтобы проверить работоспособность метода.
Специалисты из Корнеллского университета исследовали очищенные образцы древесины с «Кирении», используя новейшие методы моделирования и радиоуглеродного анализа, и в результате им удалось сузить время гибели корабля до 25 лет между 296 и 271 гг. до н. э. При том наиболее вероятно, что это произошло в течение шести лет между 286 и 272 гг. до н. э. — это более поздняя дата, чем первоначальные оценки.
Было обнаружено, что деревья, из которых была построена «Кирения» выросли в середине-конце IV в. до н. э. Поскольку доступные для исследования образцы не включали кору, ученые не смогли точно определить, когда были вырублены деревья, но полагают, что это, вероятно, произошло после 355-291 гг. до н. э.
Еще одна проблема возникла, когда новая датировка затонувшего судна не совпала с «международной калибровочной кривой радиоуглеродного анализа». Эта кривая основана на известных годичных кольцах деревьев и используется для преобразования радиоуглеродных измерений в даты календаря Северного полушария.
Команда Мэннинга смогла выявить неточность, возникшую в этой кривой много лет назад в результате недостатка информации, и смогла исправить ее. Несомненно, это поможет научному сообществу в будущих исследованиях.
Зеленый миндаль из амфор, перевозившихся на борту "Кирении".
В установлении максимально возможной точной датировки «Кирении» исследователям также помогли органические материалы, найденные на месте крушения, включая кость овцы или козы, вероятно, использовавшуюся для игр или гадательных ритуалов, и тысячи зеленых миндальных орехов, имевшихся на борту. Как и древесина, они были датированы радиоуглеродным методом.
Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайта divernet.com