21-го июня, накануне дня начала войны, в подводной акватории Черного моря, вблизи мыса Большой Утриш, был установлен третий памятный знак на затонувшем корабле.
В реализации проекта по установке памятной таблички приняли участие дайверы-волонтеры из Анапы, Краснодара и Новороссийска. Вместе с аквалангистами в море вышла группа кадетов из Анапы, члены краснодарского отделения РГО и представитель депутатского корпуса г.Анапы. Они почтили память всех черноморских моряков, опустив в воду траурный венок.
Баржа (шаланда) «Горгиппия» по одним данным была подбита немецкими торпедоносцами в феврале 1942, по другим в феврале 1943 года. Затонувший корабль стал своеобразным искусственным рифом и местом обитания черноморских рыб и крабов. Оставшиеся фрагменты боеприпасов – гильзы 45-мм орудия опасности для погружений не представляют. Они сцементировались с грунтом и интересны как объект для фотосъемки. Любителям дайвинга и желающим прикоснуться к истории будут доступны погружения (в рамках рекреационного дайвинга) на это затонувшее судно.
С установкой третьего знака нам было тяжело. Почему? Проект волонтерский и многие участники работают всю неделю. Остается всего два дня на выбор. Суббота и воскресенье. Но в эти дни не работают другие…
Я переживал из-за погоды, все сайты по метеопрогнозу показывали «южак». Южный ветер, очень неблагоприятный в Черном море по видимости. Вдобавок, там же гром и молния! И сильный дождь.
Стартовал из дома в 5:15 утра, мне до мыса Большой Утриш около 240 км. Но, учитывая загруженность новороссийской трассы, постоянный «показушный» ремонт в целом неплохих отрезков дороги и наличие (действующих, Карл!) 49-ти видеокамер по превышению скорости, был на месте в 9:15 утра.
Погода не баловала. Пасмурно, ветер действительно южный. На курортах Краснодарского края как-то еще не обустроено. Тоскливо. Работают примерно 60% разных точек туристического обслуживания, по сравнению с прошлым годом. Кто-то только начинает, что-то строит, приколачивает.
В дайв-центре «Утриш» (руководитель Гуревич П.П.) помощники нашего проекта, клиенты уже собрались, но пока очень мало. Приехали ребята дайверы-водолазы из Новороссийска, собрались местные дайверы из Анапы, женщина-краевед, местные анапские журналисты, прибыл «Первый канал». Был депутат. Кстати, он очень помог с изготовлением памятных знаков, за что ему большое человеческое спасибо. Анатолий Владимирович – адекватный, наш человек. Но ему ближе не дайверы, а байкеры, как и он сам. Хотя в принципе, хоть мы, хоть байкеры – обе группы в каком-то смысле «больные на голову».
Журналисты «Первого канала» – хорошие, спокойные ребята. Без выпендрежа, но и без панибратства.
Лодки и дети. Были дети-кадеты, один из них правнук моряка-краснофлотца. Стойкие ребята, но мы старались, чтобы им было комфортно. Лодки. Одна большая рыбацкая лодка с плоским дном, на ней спокойно уместились 6 дайверов с относительным комфортом, другая – прогулочный катер с гордым названием «Новороссийск» и с замечательным капитаном – Каримовичем, с которым я ходил на сафари по Черному в далеком 2008 году. Дети и журналисты поместились к нему.
Ничто не предвещало экстрима! Минут 20-25, и мы уже у предполагаемой точки сброса. Удивительно, но буй на месте судна не стоит, хотя мне клятвенно обещали. Он как-то самоснялся за день до нашего приезда. Я понимаю, что будут проблемы. Дело в том, что на месте гибели «Горгипии» присутствует течение – как поверхностное, так и подводное. Я как-то один сезон ставил большой поверхностный буй на «Горгиппию». То еще удовольствие, скажу вам…
Всех просят собираться, телевизионщики снимают суровых дайверов, один из которых падает в воду раньше остальных – на разведку по вроде бы точным GPS-координатам. Заходим в воду, знак «OK» и плывем по поверхности за ним. Через этак минут 15 появившаяся среди волн голова показывает «нет». Дрейфуем потихоньку. Волна растет. Начинается дождь. Несмотря на это, настроение у всех радостное и приподнятое, море лечит. В это время рыбацкий баркас начинает ходить галсами и высматривает по эхолоту возвышенности. Минут через еще 20 усиливается дождь и волна. Группой плывем к прогулочному, до него метров 200, но нас сносит. Неспешно так плывем, шутим, поругиваемся… Мне 51 год, раньше это было в удовольствие, сейчас чуть тяжело, еще сказывается бессонница и дорога за рулем. На прогулочном спокойны только дети, им дали чем укрыться от дождя и оставили телефоны с уверенным приемом интернета. Журналисты реально кайфуют от ситуации и много снимают. Капитан Каримович и Анатолий Владимирович (наш депутат!) помогают нам выбраться на высокий борт, удерживая лестницу и баллон при подьёме наверх. Весело и интересно!
Двадцать минут передышки, и Талалай (Андрей Талалаев) с «рыбака» находит судно! Подходим на прогулочном к нему, быстро собираемся и ныряем. Вот она – красавица «Горгиппия». Бережно и аккуратно крепим памятный знак на цепи, возле носа, по правому борту. Мне не нравится, как я снял сюжет, задумка и переговоры перед погружением были совсем другие. Пока остальные, посчитав, что все закончилось, делают осмотр судна и видеосъемку. Я пытаюсь найти «тот самый» кадр. Делаю фото и видео «перебивки» для «Первого канала». Видимость – метров 5-6, на удивление!
Дальше все как обычно. Вышли, нас много снимали. Все присутствующие обрадовались, что идем обратно. Мы с Борисом устроили танцы на воде, для поднятия настроения. Все вымокли и устали, но дело мы сделали! Потом был дружеский обедо-ужин с черноморской кухней, и все разъехались. Кстати, дождь прекратился, и было приятно от того, что задачи, худо-бедно, мы выполнили.
Немного истории с сайта www.stardiving.ru:
В мае 1920 г. «Горгиппия» была затоплена белогвардейцами в Ейске при отступлении, но вскоре поднята и в качестве транспорта включена в состав Керченского транспортного отряда Азовской военной флотилии (красных). 18.01.1921 г. сдана Главоду. В годы ВОВ в составе Азово-Черноморского техфлота обеспечивала воинские и народнохозяйственные перевозки по Азовскому морю. Участвовала в Керченско-Феодосийской десантной операции (25-31 декабря 1941 г.).
В начале февраля 1943 г. «Горгиппия» обеспечивала высадку десанта в районе долины р. Сукко. По официальной версии советской военной истории, этот десант, как и несколько других (в районе о. Солёное, м. Железный Рог, н. п. Благовещенская, г. Анапа), – были демонстративными. Однако наличие большого количества боеприпасов на судах высадки свидетельствует о более грандиозном качестве десанта.
По неофициальным данным эта десантная операция была одной из основных, которая по замыслу командования Черноморского флота обеспечит окружение немецкой группировки в районе г. Новороссийска и станет препятствием для эвакуации противника в Крым через Керченский пролив.
Десантная операция сорвана сокрушительным огнём артиллерии при поддержке авиации противника, а десант разгромлен. По всей видимости, хорошо «сработала» вражеская разведка, т. к. немецкая оборона была организована именно в том месте, где планировалась высадка десанта.
Самоходная землеотвозная шаланда «Горгиппия», предположительно, потоплена самолётом-торпедоносцем. В носовой части судна и в районе машинного отделения, по правому борту, в обшивке ниже ватерлинии – большие пробоины.
В 1982 году шаланду обнаружили водолазы НЭКМ (Научно-эксперементального комплекса марикультуры), который расположен на о. Большой Утриш. Судно было заполнено боеприпасами. В передних отсеках трюма находились снаряды, в средних – винтовки, пулемёты Дегтярёва, в задних – гранаты, цинки с патронами и ящики с тротилом.
Наверх подняли сейф капитана. Внутри обнаружили трудовые книжки 13 членов экипажа и документы, из которых следовало, что паровая шаланда входила в состав каравана судов под общим названием «Ленинград». В 1983 году по заданию КГБ из Феодосии вызвали военных водолазов. Обеспечение спусков проводилось с помощью водолазного бота и сухогруза.
В трёхболтовом снаряжении на объекте проведены водолазные работы по разгрузке грузовых отсеков от взрывоопасного груза. При этом для облегчения задачи полностью убрали надстройки судна. Было поднято около 6 т взрывчатых веществ, которые подорвали в щели Отмачёва (недалеко от н. п. Сукко), но и теперь в трюмных отсеках находится некоторое количество боеприпасов.
Судно лежит на ровном киле на глубине 18 метров. Высота борта от грунта 5 метров.
Весь проект «Память под водой» проходит под эгидой краснодарского отделения РГО, идея проекта принадлежит члену РГО, руководителю Северо-Кавказского направления дайвинг-клуба «Черная Акула» Эрнсту Антонову. В июле этого года, впервые в истории СССР и России, планируется, вместе с клубом «KUBAN TROPHY» установка памятных знаков в Азовском море, морякам Азовской военной флотилии.
Автор: Эрнст Антонов
Фото: Эрнст Антонов, Дьяченко А.В., Ковальчук С. и другие авторы