ym

Опознаны загадочные корабли на дне Балтики

Два хорошо сохранившихся корабля XVII века были найдены на дне моря в Швеции полтора года назад - мы писали об этом. Недавно исследователям наконец удалось точно их идентифицировать - и это оказались совсем не те корабли, которыми их считали поначалу.

В конце 2019 года, когда на дне Балтики недалеко от Стокгольма были найдены два больших деревянных корабля, по примерной датировке и особенностям конструкции совпадающих со знаменитым флагманом "Ваза", который сейчас выставлен в музее в центре шведской столицы, специалисты были практически уверены, что найдены близнецы "Вазы" - Applet и Kronan. Впрочем, это еще предстояло подтвердить - как сказал тогда руководитель проекта подводный археолог Джим Ханссон: «Детективная работа только началась». И он был прав.

Сейчас уже точно известно, что найдены не близнецы "Вазы", а военные корабли Apollo и Maria, спущенные на воду в 1648 году и затопленные в 1677. Впрочем, находка от этого не становится менее значимой. Тип кораблей, к которым принадлежат Apollo и Maria, до сих пор не попадал в руки археологов. Так что их исследование даст исследователям много новой информации о кораблестроении XVII века.

Опознаны загадочные корабли на дне Балтики

Оба корабля перевозили войска в Польшу, когда туда вторгся шведский король Карл X Густав, и участвовали в сражениях при Мён в 1657 году и при Эресунне годом позже. 

Для идентификации подводные археологи взяли образцы шпангоута, измерили ширину верхней палубы и изучили архивы. Результаты анализов показали, что дерево, использованное при постройке судов, было срублено зимой 1646/47 годов. Следовательно, строительство было начато годом или двумя позже.

Опознаны загадочные корабли на дне Балтики

"Когда я впервые нырнул к затонувшим кораблям, у меня было ощущение, что я плыву вокруг "Вазы", - рассказывает подводный археолог Джим Ханссон. - Балки шпангоута были огромными, и это указывало на вероятность того, что мы нашли корабли- близнецы "Вазы", которые, как мы знаем, были затоплены где-то в этом регионе. Но датировка древесины по результатам анализов не совпала. Близнецы "Вазы" были построены вскоре после его гибели, в 1628 году. Поэтому сначала мы предположили, что образцы могли быть взяты с участков корпуса, которые подвергались ремонту в 1640-х годах". 

Пришлось нырять еще раз и брать дополнительные образцы. Они показали, что древесина для одного корабля происходила с севера Германии, а для другого - с востока Швеции. Согласно архивным записям, Apollo был построен в Германии, в Висмаре, а превосходящая его по размерам Maria - в Стокгольме.

"Мы измерили ширину одного из кораблей в самом широком месте, она составила 8,7 метра, - пояснил Ханссон. - Зная ширину и форму корабля, мы смогли определить его длину - около 35 метров... В конце концов, все кусочки пазла сложились в целую картину".

Как рассказал заместитель руководителя проекта Патрик Хёглунд, идея строить гигантские корабли, такие как 69-метровый "Ваза", очень нравилась королю Густаву II Адольфу. Но после его смерти в 1632 году, корабелы снова начали строить военные корабли средних размеров, поскольку они были более практичными и имели лучшие мореходные качества по сравнению с неповоротливыми гигантами: "Новые корабли были не очень большими, но имели очень прочную конструкцию, чтобы выдерживать вес тяжелой артиллерии. Огневая мощь кораблей возросла, отличным примером чему служат как раз Apollo и Maria".

Одна из загадок Балтики решена, но, согласно архивам, на дне ее лежит еще много кораблей, которые предстоит найти и исследовать.

Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайта divernet.com

Другие новости по теме: Подводные находки