Обломки британского парусника середины XIX века, направлявшегося в Новую Зеландию с грузом редкой керамики на борту, недавно взяты под охрану государства.
Пакетбот «Josephine Willis» затонул в 6,4 км к югу от гавани Фолкстон в графстве Кент (Англия) после столкновения с пароходом «Mangerton» 3 февраля 1856 года. Погибло 70 человек, включая капитана Эдварда Кэнни.
Момент гибели парусника «Josephine Willis» на картине современника.
Затонувший парусник был найден и идентифицирован в 2018 году дайверами из клуба «Folkestone 501», которые сообщили о своей находке в «Historic England» (британская государственная комиссия, которая осуществляет управление значимыми историческими памятниками страны). Корабль разломился на две части, которые лежат на глубине 23 метра. Сейчас рекреационным дайверам по-прежнему разрешено погружаться на «Josephine Willis», но все, что было на его борту в момент гибели и теперь оказалось на дне, взято под охрану государства.
Часть викторианской керамики на борту до сих пор лежит в ящиках, куда ее упаковали перед погрузкой на борт. Исследователи обнаружили чашки, тарелки и миски с неизвестными прежде узорами. Многие из найденных предметов находятся в идеальном состоянии и не имеют аналогов в музейных коллекциях. Та керамика, которую удалось идентифицировать, была изготовлена на трех гончарных мастерских Стаффордшира: Мексборо, Чарльз Мей и Давенпорт.
Также на дне была найдена целая посуда с узорами, которые прежде находили только на осколках, выброшенных после неудачного обжига.
Пакетботы представляли собой деревянные суда среднего размера, которые часто использовались в XVIII и XIX веках для перевозки людей, почты и грузов в Европу, Северную Америку, Австралию и Новую Зеландию.
По словам исполнительного директора «Historic England» Дункана Уилсона, крушение «Josephine Willis» – это «печальная история о простых людях, которые погибли в море, рискнув отправиться в долгое путешествие в Новую Зеландию в поисках лучшей жизни. Другая сторона этой истории связана с ценным для историков грузом, который поможет нам больше узнать о викторианской экспортной керамической промышленности середины XIX века».
«Большинство керамических изделий, которые перевозили на кораблях, были обычными, доступными товарами массового производства, которые большинство европейских поселенцев в Новой Зеландии могли, как минимум, надеяться себе позволить, - поясняет морской археолог Грэм Скотт. - Однако, будучи относительно простыми, эти предметы, как правило, мало интересовали коллекционеров и зачастую отсутствуют в музейных коллекциях. Так что найденная керамика одновременно и обычная, и особенная. Она не только помогает пролить свет на викторианскую промышленность и торговлю, на жизнь эмигрантов, но также позволяет заполнить важные пробелы в музейных коллекциях».
Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайта divernet.com