ym

Майские исследования в Крыму

В период с 16 по 22 мая в Крыму под патронажем Черноморского центра подводных исследований прошла подводно-исследовательская экспедиция. В состав экспедиции вошли дайверы из Краснодарского края, водолазы из Керчи и Феодосии. Целью экспедиции ставилось обследование состояния, а также фото- и видео-фиксация затонувших объектов в разных акваториях Крымского полуострова.

Майские исследования в Крыму

Несмотря на ряд трудностей – волнение моря, низкая температура воды в отдельных местах погружений, подводные течения, возгорание автомобиля в Феодосии и большие дорожные расстояния (более 500 км по Крыму), – удалось выполнить все поставленные задачи.

Майские исследования в Крыму

В ходе экспедиции удалось подробно обследовать и произвести фото- и видео-фиксацию трех объектов, относящихся к разным историческим периодам.

Майские исследования в Крыму

1. Минный заградитель «Буг». Принадлежность России. Заложен в январе 1891 г. Вооружение: 350 мин заграждения, два 76-мм орудия, четыре 47-мм орудия, два 7,62-мм пулемета. Экипаж: 216 человек. В первый раз затоплен экипажем в Южной бухте Севастополя в 1905 г. во время подавления восстания под руководством П.П.Шмидта. Поднят 05.1907 г. С 1909 г. – транспорт для обслуживания маяков. С 1915 г. в составе дивизиона сетевых заградителей. 20.11.1920 г. затонул в штормовую погоду на камнях Ак-Мечети (Черноморское). По всей вероятности, на поверхность были подняты не все составляющие судна, о чем свидетельствует хаотичное нагромождение обломков на грунте. Археологами было поднято с грунта одно 76-мм орудие, принадлежащее «Бугу».

Майские исследования в Крыму

2. Транспорт №57. Принадлежность России. Бывший почтово-пассажирский пароход «Ростов». Водоизмещение 2925 брт. 15.04.1918 г. у мыса Сарыч немецкая подводная лодка UC 23 перехватила транспорт №57, следовавший в Севастополь. В связи с отказом русских подчиниться сигналу с лодки остановиться, был открыт огонь. На судне появились убитые и раненные среди пассажиров. Экипаж судна принял решение выброситься на отмель в районе бухты Форос. У поселка Фороса, прямо у кромки берега, обнаружены останки парохода. От него сохранилась кормовая часть с паровым котлом и машиной. Кормовая часть с одним винтом, гребным валом, якорной цепью, а также множество разбросанных отдельных вещей, различных деталей и фрагментов корпуса. Максимальная глубина 15-18 метров.

Майские исследования в Крыму

3. Завод «Гидроприбор» – бывший секретный объект в поселке Орджоникидзе в Крыму, засекреченный завод по производству торпед и глубинных бомб. Завод «Гидроприбор» появился в 1911 году, когда началось строительство пристрелочной базы под руководством вице-адмирала М.В. Бубнова. Своим появлением он превратил курортный поселок в запретную зону. В близлежащей Феодосии мало что знали о происходящем в Орджоникидзе. Все жители поселка давали подписку о неразглашении. Основная задача предприятия – производство и испытание торпед, также некоторые источники сообщают о том, что на заводе изготовляли глубинные бомбы. Второстепенное производство – спицы, расчески и другой ширпотреб. Весь поселок был огражден колючей проволокой, а сам завод до этих пор хранит следы «секретности»: «колючка» вокруг территории «Гидроприбора» была под напряжением, о чем красноречиво говорят электроизоляторы. (Информация взята в интернете из открытых источников)

Майские исследования в Крыму

Руководитель экспедиции Эрнст Антонов выражает свою признательность Фонду развития национального туризма в лице Ю.Н.Кобелева, Черноморскому центру подводных исследований в лице зам.директора по научной работе В.В.Вахонеева, а также главе г.Усть-Лабинска В.Н.Анпилогову за техническую и моральную поддержку в проведении экспедиции.

Майские исследования в Крыму

Именно в эти дни, 23 мая, на базе Феодосийского отделения центра – даче Стамболи премьер-министр Российской Федерации Д.А.Медведев провел совещание с руководством республики и музеев Крыма, в ходе которого затрагивались вопросы и по сохранению культурного наследия Крыма.

Фото: Эрнст Антонов, Виктор Вахонеев, Максим Ковалев.