Команда греческих дайверов нашла немецкий военный самолет времен Второй Мировой войны на глубине 60 метров, на дне бухты Фалирон, на юго-западе Афин.
Технические дайверы из команды Addicted2H2O нахошли отдельные части самолета примерно в этом же районе еще 10 лет назад. Теперь они хотят попытаться определить, является ли найденный недавно рэк недостающей частью того, давнего самолета или это какое-то другое воздушное судно.
Новая находка была сделана 27 декабря 2023 года. После того, как сканирование дна гидролокатором не дало результатов, команда исследователей обратилась к местным рыбакам, и те подсказали пару мест, кишащих рыбой. Дайверы решили нырнуть и посмотреть, что там происходит.
Первые два дайвера нырнули на ребризерах закрытого цикла и провели 35 минут на дне, осматривая обломки. Поднявшись на поверхность, они сообщили, что нашли остатки военного самолета – тогда на рэк нырнули следующие два дайвера, на этот раз на открытом цикле. Они сняли находку на фото и видео.
Дайверам удалось определить фрагменты основной части фюзеляжа, его хвостовой части, крыла. Вокруг по дну были разбросаны более мелкие детали и обрывки сетей. Команда исследователей пришла к выводу, что рыболовный траулер мог зацепить лежавший на дне где-то в другом месте самолет сетями и притащить его части сюда.
Специалист по рэкам времен Второй Мировой, дайвер Димитрис Гэлон позже проанализировал собранную информацию и определил, что обломки принадлежат Юнкерсу Ju52, трехмоторному военно-транспортному самолету, который массово выпускался и активно применялся в годы войны. В частности, он принимал активное участие в крупнейшей немецкой воздушно-десантной операции – захвате острова Крит в 1941 году.
В годы немецкой оккупации Греции в бухте Фалирон располагалась оперативная база Люфтваффе. Согласно архивным записям, 28 ноября 1943 года самолет J52 (их называли «Тётушка Ю» или «Железная Анни») с серийным номером 7098 вскоре после взлета совершил аварийную посадку на воду недалеко от места обнаружения рэка.
«Это новый рэк, он обнаружен впервые, никто прежде его не видел, - говорит Эрикос Кранидиотис, один из дайверов, погружавшихся на ребризере. - Это ясно, поскольку найденный нами в 2013 году рэк с тех пор нисколько не изменился». Также, по словам дайвера, неизменным остался и перечень мелких предметов и обломков, разбросанных вокруг более крупных частей самолета. «Еще важнее тот факт, что самолет, найденный в 2013 году, не был целым. Фактически, не хватало половины – куски основной и хвостовой частей фюзеляжа и крыло отсутствовали».
Таким образом, новая находка – это либо недостающая часть самолета, найденного в 2013 году, либо часть какого-то другого J52, поясняет Кранидиотис. «Пока кто-то не найдет идентификационную табличку самолета, которая располагалась на внешней части фюзеляжа, на левом борту, возле кабины пилота, оба сценария одинаково вероятны. Поскольку самолеты Люфтваффе сделали огромное множество вылетов с этой базы за годы оккупации Греции, вполне возможно, что мы говорим о каком-то другом крушении какого-то другого самолета. Что можно сказать наверняка, это то, что мы должны продолжить исследования в надежде обнаружить больше ключей к разгадке».
Команда технических дайверов Addicted2H2O которая регулярно погружается в пещеры и шахты, а также к различным затонувшим объектам, планирует продолжить погружения к недавно найденным обломкам в ближайшие месяцы.
Помимо сложностей, связанных с тем, чтобы все члены команды смогли согласовать один и тот же день, свободный от их основной работы, «единственная загвоздка в зимнее время – это дождаться выходных, когда море будет спокойным, - говорит Кранидиотис. - Плохая погода и сильные волны не позволят нам выйти в море».
Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайта divernet.com