Карта должна привести их к местонахождению легендарного корабля с сокровищами.
После многих лет поисков дайверы составили карту следа из разбросанных по дну артефактов и ценных находок, который тянется на три с лишним километра в районе Багамских островов. Это место многие годы притягивало к себе подводных археологов и искателей сокровищ – все они мечтали найти легендарный затонувший корабль.
Испанский галеон Серебряного флота «Nuestra Señora de las Maravillas» в январе 1656 года возле Багамских островов столкнулся с другим кораблем флота, а затем налетел на риф. В результате галеон получил значительные повреждения подводной части корпуса, начал пропускать воду и постепенно погружаться. Команда пыталась спасти его, но в итоге галеон разломился на две части и затонул на глубине от 10 до 15 метров. Вскоре после этого были организованы работы по спасению груза. По оценкам некоторых историков за период с 1656 по 1683 годы со дна было поднято серебряных слитков, монет и изделий из серебра примерно на 5 миллионов песо.
Работы по поиску и подъему лежащих на дне сокровищ периодически возобновлялись все последующие столетия. В 1972 году охотник за сокровищами Роберт Маркс смог найти часть обломков корабля и поднял значительную часть сокровищ.
«Некоторые специалисты считают, что это самый богатый из испанских галеонов, ушедших на дно в Новом Свете», - говорит Майкл Пейтман, куратор Багамского морского музея во Фрипорте. Подводный археолог Джим Синклер уверен, что основная часть драгоценного груза пропавшего корабля до сих пор не найдена: «Мы, вероятно, говорим о сокровищах на сумму свыше 100 миллионов долларов, которые все еще лежат в песке где-то здесь».
В 1999 году, после того, как многие артефакты с погибшего галеона оказались на аукционах и в частных коллекциях, правительство Багамских островов наложило запрет на любые операции по поиску и подъему сокровищ «Нуэстра Сеньора де лас Маравильяс». Но в 2019 этот запрет был снят – лицензию на работы получила компания AllenX, которая сразу же начала поиски останков 891-тонного двухпалубного испанского галеона к западу от рифа Литтл Багама, расположенного севернее острова Большая Багама. Поиски велись удаленно, при помощи гидролокаторов, а также непосредственно на дне командами дайверов. Поисковикам удалось идентифицировать массивное скопление артефактов, которое протянулось на 3,5 км от того места, где лежит основная часть балласта, найденная в 1970-х годах (именно здесь «Маравильяс» налетел на риф 4 января 1656 года). Балласт – это куча камней, когда-то уложенных на дно трюма, чтобы стабилизировать положение корабля в воде. Именно она может стать ключом к местонахождению основной части галеона.
Сотрудникам компании удалось засечь 8 800 объектов, «потенциально имеющих культурное значение». След из разбросанных по дну артефактов состоит из весьма разношерстных объектов – от отдельных балластных камней, деревянных кусков обшивки, металлических частей такелажа, орудийных лафетов и двух небольших вертлюжных пушек, до керамики, серебряных монет и слитков, изумрудов, аметистов и золотых украшений.
Основная часть останков «Маравильяс» сейчас похоронена под слоем песка на дне океана – за прошедшие столетия волны и ураганы надежно спрятали все, что осталось от галеона.
Однако упорные искатели сокровищ смогли отыскать в песке тысячи объектов, когда-то составлявших часть корабля или находившихся на его борту – и тщательно нанесли местоположение каждого из них на карту. Это 11 тысяч осколков керамики, почти 3 тысячи серебряных монет, 828 свинцовых мушкетных пуль и 125 изумрудов и аметистов. Исследователи надеются, что этот след из «хлебных крошек» приведет их к основной части груза серебряного галеона.
Работая по государственной лицензии, компания AllenX подняла на поверхность более 10 тысяч артефактов с «Маравильяс», включая подвески, золотые цепочки, серебряные слитки и распятия, большая часть из которых на удивление отлично сохранилась.
В отличие от многочисленных предшественников, исследователи из компании AllenX в своем последнем отчете утверждают, что галеон и его груз не были подняты со дна полностью, значительная часть до сих пор лежит на дне.
Найденные артефакты позволяют лучше понять, какой была жизнь на борту корабля в XVII веке. Помимо груза и частей корабля, это личные вещи членов команды и пассажиров, а также не указанная в официальных документах контрабанда, которую они провозили на борту. В том числе навигационные приборы, китайский фарфор, майолика из испанской Севильи и мексиканского Пуэбло – посуда, с которой ели офицеры и пассажиры, серебряные вилки, драгоценные украшения, ключи от сундуков, шпаги, а также контрабандные изумруды и аметисты.
Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайта www.cbsnews.com