Сто с лишним лет спустя правда о гибели немецкой подводной лодки времен Первой мировой войны стала известна благодаря команде британских дайверов.
Хотя немецкая подводная лодка UC-71 начала принимать участие в боях только с ноября 1916 года, она при помощи торпед и мин успела потопить в Северном море по меньшей мере 61 торговое судно союзников. Однако вопрос о точных обстоятельствах гибели самой подлодки, затонувшей после окончания войны, оставался открытым.
В конце войны, в ноябре 1918 года, было принято решение, что 50-метровая подводная лодка UC-71, вместе с другими кораблями ВМС Германии, должна быть передана союзникам. 20 февраля 1919 года, направляясь из Германии в Великобританию, подлодка затонула на глубине 22 метра у небольшого архипелага Гельголанд. Экипажу удалось спастись, а капитан сообщил, что виной гибели подлодки стали плохая погода и высокие волны.
Однако недавно были опубликованы дневники немецкого инженера с UC-71, в которых, в частности, были такие строки: «Ни один англичанин не должен ступить на палубу подлодки. Такова была воля экипажа, и они этого добились».
Два профессора и дайвера из британского Университета Данди – Крис Роуленд, эксперт по 3D-визуализации подводных объектов, и Кари Хиттинен, специалист по коммуникационному дизайну – теперь могут подтвердить, что UC-71 была затоплена своим экипажем.
Крис Роуленд и Кари Хиттинен со своим подводным оборудованием
Вместе с подводным археологом Флорианом Хубером из научной подводно-исследовательской компании Submaris, Роуленд и Хиттинен совершили четыре часовых погружения на затонувшую подводную лодку. Используя сложную фото- и видеоаппаратуру и мощное осветительное оборудование, они сделали кадры с «беспрецедентным уровнем детализации», что позволило провести фотограмметрическую реконструкцию. Полученные в результате 3D-изображения позволяют детально рассмотреть место гибели подлодки и саму субмарину, покоящуюся на дне.
Дайвер за работой
«Люки на подводной лодке определенно открыты, что подтверждает версию о том, что она была затоплена намеренно», - говорит профессор Роуленд. - «Конечно, не исключено, что какие-то дайверы погружались к подлодке до того, как она была признана защищенным объектом, и погружения были запрещены. Есть вероятность, что они могли даже заплывать внутрь субмарины, хотя это было бы крайне опасно. Но, учитывая собранную нами информацию и найденные в ходе погружений вещественные доказательства, наиболее вероятно, что лодка была затоплена намеренно своим экипажем».
Пропеллер подлодки UC-71
Несмотря на солидный возраст, покоящаяся на дне подводная лодка находится в отличной сохранности. Вероятно, сказывается и то, что она не погибла в бою и не получила каких-либо повреждений, а была просто затоплена. Теперь она лежит на ровном морском дне. Небольшая глубина и незначительное количество ила облегчают исследователям задачу.
«Действительно, по сравнению с некоторыми кораблями, затонувшими возле Оркнейских островов, это было больше похоже на прогулку по парку, - вспоминает Крис Роуленд. - Хотя мы используем сложные камеры, на практике они не сильно отличается от айфона. Те, кто видел нас за работой, говорят, что это похоже на подводное синхронное плавание, и я думаю, что так оно и есть. Мы стараемся держаться на одинаковом расстоянии друг от друга и двигаться с одинаковой скоростью, чтобы получить наиболее точное изображение объекта».
В настоящее время планируется использовать полученные изображения для создания двухметровой 3D-модели затонувшей субмарины, которая будет храниться рядом с дневником инженера в музее на Гельголанде.
Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайта divernet.com