ym

Батискаф

В Северной Атлантике пропал батискаф «Титан» компании OceanGate, погружавший туристов к затонувшему в 1912 году лайнеру «Титаник».

«Титан» – это батискаф, рассчитанный на пятерых человек: одного пилота и четверых членов экипажа. Размеры батискафа – 6,7 метров в длину и около 2,5 метров в поперечнике, вес – 10,4 тонны.

Это далеко не первое такое погружение. Всего, начиная с 2021 года, компания OceanGate доставила на «Титаник» около 60 платных клиентов и 15-20 ученых. Для туристов билет на такое погружение стоит около 250 тысяч долларов.

На борту пропавшего батискафа находятся пять человек. Погружение к обломкам «Титаника», лежащим на глубине 3 800 метров, началось в воскресенье и должно было занять около 8 часов. Батискаф каждые 15 минут должен подавать сигнал, что на борту все в порядке и все системы работают штатно. Но через 1 час 45 минут после начала спуска связь с батискафом пропала. За это время батискаф еще не успел достичь дна – спуск должен был занять около трех часов.

Есть информация, что связь пропадала на несколько часов и раньше, во время предыдущих погружений, но никогда так надолго. Запасов воздуха в батискафе на 96 часов – их должно хватить до утра четверга.

Сейчас ведутся активные поиски силами береговых служб США и Канады, но проблема в том, что поблизости нет других спускаемых аппаратов, способных достичь глубины 3,8 км. Поэтому, если батискаф, например, застрял в обломках затонувшего лайнера, поднять его будет далеко не так просто. А если батискафу все-таки удастся (или уже удалось) всплыть самостоятельно, то открыть его все равно можно только снаружи – следовательно, его в любом случае необходимо найти до того, как по расчетам внутри закончится воздух.

Батискаф

Но на данный момент основная проблема заключается в том, что никто не знает, где может находиться батискаф, и что произошло с ним и с находящимися в нем людьми. Поиски ведутся как под водой, так и на поверхности. Для этого в воздух подняты несколько самолетов, а дно обследуется с помощью гидролокаторов.

Ранее в СМИ появились сообщения, что один из находящихся в батискафе людей смог выйти на связь через соцсеть и сообщить, что у них все в порядке, но возможности выхода в интернет ограничены. Позже выяснилось, что автор сообщения находится на судне сопровождения и участвует в поисково-спасательной операции – и именно это он и имел в виду в своем сообщении.

Также в прессе появилась информация, что еще в 2018 году теперь уже бывший сотрудник компании предупреждал начальство, что «Титан» нуждается в дополнительных испытаниях, без которых дальнейшее его использование может быть небезопасным. А в 2020 году основатель компании OceanGate Стоктон Раш, который сейчас находится на борту пропавшего батискафа, в одном из интервью сказал, что корпус глубоководного аппарата демонстрировал признаки циклической усталости, из-за чего максимальная глубина его погружения была снижена до 3 км – и этого уже не хватило бы, чтобы добраться до «Титаника». Тем не менее, погружения на «Титаник» продолжились.

На сайте компании OceanGate сказано: «Титан» – единственный пилотируемый подводный аппарат, в котором используется интегрированная система мониторинга его состояния в режиме реального времени (RTM). Используя совмещенные акустические и тензометрические датчики по всей границе давления, система RTM позволяет анализировать влияние изменения давления на корпус по мере того, как подводный аппарат погружается глубже, и точно оценивать целостность конструкции. Бортовая система мониторинга состояния батискафа обеспечивает раннее предупреждение пилота о любых изменениях, с тем чтобы у него было достаточно времени, чтобы остановить спуск и безопасно вернуться на поверхность».

Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайтов tass.ruwww.gazeta.ru и www.oceangate.com