В освоении Аляски приняли участие более 170 российских кораблей. Начиная с первой экспедиции Беринга и вплоть до продажи русских колоний в 1867 году, судьба Русской Америки во многом зависела от судоходства: на кораблях осуществлялась доставка людей и материалов, перевозка торговых грузов. Плавание в малоизученных водах севера Тихого океана и Берингова моря было сопряжено с немалым риском. Около трети кораблей Российско-американской компании нашли свой конец в прибрежных водах Аляски.
Работы по изучению подводного наследия Русской Америки начались на Аляске в 2004 году. Начиная с 2013 года, ведутся работы на месте крушения знаменитого шлюпа «Нева», вместе с «Надеждой» участвовавшего в первом российском кругосветном плавании.
Об истории корабля, о своих поисках и результатах археологических работ рассказали недавно в Русском географическом обществе государственный археолог штата Аляска Дэвид МакМэхен и подводный археолог и антрополог Центра арктических исследований Смитсониановского института Евгения Анищенко.
Работая в архивах Санкт-Петербурга и Лондона, ученые узнали, что «Нева» сошла со стапеля в Англии в 1800 году, и называлась она тогда «Темзой». В 1803 году этот трехмачтовый шлюп купил Лисянский, чтобы на нем отправиться в кругосветное плавание под руководством И.Ф. Крузенштерна. «Нева» сыграла ключевую роль в битве при Новоархангельске – сражении отряда Русско-американской компании с индейцами-тлинкитами за обладание стратегически важным островом Баранова. В результате сражения индейцы были вынуждены уйти, а на острове был основан Новоархангельск (нынешний город Ситка) – столица Русской Америки. Позже «Нева» первой из русских кораблей побывала в Австралии.
В августе 1812 года шлюп отправился в свое последнее плавание – из Охотска к Аляске. На борту было более 70 человек. Неудачи стали преследовать «Неву» еще до начала этого похода. Человек, который должен был командовать кораблем, утонул незадолго до отплытия. Пришлось назначить другого капитана. В пути корабль несколько раз попадал в сильнейшие шторма, часть экипажа умерла от цинги. В одну из штормовых ночей, всего в нескольких километрах от Новоархангельска, «Нева» налетела на скалы и затонула. До берега смогли добраться только 28 человек, которым предстояло как-то выживать в суровых условиях зимней Аляски (дело было в январе) в окружении недружественных тлинкитов, не забывших, какую роль сыграла «Нева» в изгнании племени со своих земель. Спустя месяц к 26 оставшимся в живых подоспела помощь.
И вот, ровно 200 лет спустя, археологи Аляски решили попытаться найти погибший шлюп. Примерное место гибели было известно, так как сохранились воспоминания выживших. Первоначально была предпринята попытка найти место кораблекрушения с берега – в надежде, что при отливе можно будет заметить какие-нибудь его следы. Но увы, освобождающееся при отливе дно было так густо покрыто водорослями, что разглядеть что-либо было просто невозможно.
Тогда археологи решили попробовать найти следы лагеря на берегу – что-то должно было остаться, ведь спасшиеся с корабля люди прожили здесь целый месяц. Чтобы определить предполагаемое местонахождение лагеря, археологи провели настоящее детективное расследование: изучили воспоминания спасшихся с корабля, поговорили с геологами и выяснили, что за прошедшие сотни лет уровень суши поднялся, изменив очертания береговой линии, восстановили примерные очертания береговой линии того времени, провели ландшафтные исследования.
И на этот раз поиски увенчались успехом – на террасе над морем были найдены несколько проржавевших топоров. По форме можно было с уверенностью сказать, что это русские топоры, а лежали они так, словно располагались в ящике, от которого уже ничего не осталось. Теперь можно было подавать заявку на грант.
В ожидании гранта, исследователи попытались отыскать остатки корабля на дне залива. Но тут они столкнулись с новыми трудностями. Магнитометр здесь не работает, так как из-за расположенного на острове вулкана в местных породах слишком велико содержание железа, что мешает разглядеть металлические артефакты, которые могут находиться на дне. Гидролокатор тоже использовать невозможно, так как дно густо заросло водорослями, в стволах которых содержится воздух, создающий помехи на экране ГБО. Можно было бы попробовать обследовать акваторию в марте, когда водорослей еще нет, но в этот период здесь самые плохие погодные условия.
Тем не менее, исследователи попытались найти обломки корабля, что называется, «вручную». Глубины здесь небольшие, около 15 метров, но температура воды всего 5 градусов, а видимость – 2-3 метра. И это только прозрачность воды, а ведь дно покрывают густые заросли водорослей, в которых приходится буквально копаться, раздвигая их руками, чтобы увидеть на дне хоть что-то. К тому же, в заливе довольно сильные течения – временами у подводных археологов создавалось ощущение, что они находятся в стиральной машинке. К сожалению, пока под водой найти ничего не удалось.
Между прочим, индейцы-тлинкиты верят, что «Нева» погибла именно здесь не случайно. Это священное для них место, а корабль был проклят шаманом за участие в битве против тлинкитов. Кстати, официальный мир между русскими и тлинкитами был заключен всего лишь 9 лет назад, на конференции в Ситке.
В июле 2015 года археологи приступили к раскопкам на месте, где располагался лагерь выживших в кораблекрушении «Невы». В этом международном проекте участвовали российские, американские и канадские специалисты.
Находки подтвердили, что именно здесь находился лагерь людей, вынужденных бороться за жизнь в суровых условиях. Здесь были найдены ружейные кремни, с помощью которых разводили огонь, пряжка от ремня, медные гвозди, сделанный из гвоздя рыболовный крючок, куски медной обшивки корабля, ножка морского циркуля и множество костей животных, главным образом оленей.
Даже сегодня здешняя природа не слишком благоволит к людям. Когда археологи впервые прибыли сюда, на берегу их поджидали семь медведей! Как оказалось, незадолго до того на берег неподалеку выбросило тушу кита, и обильное угощение привлекло сюда косолапых. Пришлось ученым строить вокруг своего лагеря забор под напряжением.
Раскопки на берегу продолжатся в этом году, но терраса, на которой располагался лагерь, разрушается – так что, по всей видимости, это последняя возможность найти что-то еще. Остаются подводные поиски – археологи не теряют надежды на удачу.
Также в ближайших планах у археологов значится еще один проект – поиски другого знаменитого корабля Русской Америки, тендера «Авось». Того самого, о котором все знают из рок-оперы «Юнона и Авось». Он тоже затонул у берегов Аляски, и у ученых уже есть версия о том, где именно это произошло. Пока работа велась только в архивах, но в этом году исследователи приступят к поискам на месте.