В период с 28.04.2011 по 07.05.2011 состоится 3-я международная подводная археологическая экспедиция «Неизвестный Азов – 2001». Экспедиция пройдет в акватории Азовского моря в районе п. Кучугуры, Темрюкского района.
Экспедиция проводится Интернет-порталом www.wreck.ru совместно с Центром подводных исследований ТГПУ им. Л.Н. Толстого, при поддержке Подводного портала Aqua Lung”.
3-я экспедиция, как и предыдущие, посвящена Великой Отечественной войне. В частности, экспедиция этого года посвящается 70-летию проведения Керченско-Феодосийской десантной операции.
Во время Керченско-Феодосийской операции в 1941-42гг. без вести пропало около 100 боевых судов. Цель экспедиции 2011г. – погружение, поиск, обследование и идентификация кораблей, погибших при высадке десанта. Во время экспедиции планируется возложение венков памяти на местах гибели десантников.
В этом году в экспедиции примут участие более 40 человек из Москвы, Тольятти, Сызрани, Сочи, Анапы, Тулы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Киева, Феодосии и других городов.
Во время данной экспедиции участники будут уже традиционно одеты в форму бойцов и командиров Великой Отечественной войны. Также на местах будут инсценированы элементы событий солдатской жизни времен Великой Отечественной войны.
Специально для экспедиции была собран подлинник военного автомобиля командного состава ГАЗ-67Б «Иван-Виллис» с зенитной установкой М-1. Автомобиль будет доставлен к местам проведения экспедиции, и будет использоваться в целях экспедиции. Также в экспедиции планируется использование и других атрибутов военного времени: копий стрелкового оружия времен ВОВ, патефона с военными грампластинками, атрибутов солдатского быта.
Район проведения: мыс Ахиллеон, мыс Чушка. Северная часть Таманского залива.
Сроки проведения: с 28 апреля 2011 по 7 мая 2011 года.
Глубина: до 11 метров.
Основные цели:
- транспорт «Пенай»
- парусно-моторная шхуна «Фанагория»
- неизвестное судно
а также несколько торпедных катеров и иные плавсредства, погибшие при высадке десанта в 1941-1943 году.
Сложности: При наличии южного ветра погружения в Азове невозможны из-за плохой видимости. Резерв: северная часть Таманского залива (глубины до 5 метров).
Район обследования достаточно редко посещаем дайверами. Главная проблема – видимость. Погружения придется производить в ранние часы, пока море спокойно. Также данный район характеризуется интенсивным движением судов. Как правило, достаточно мелкие затонувшие суда подвергались волновому разрушению из-за небольших глубин. Хотя есть и исключения. При работе в Керченском проливе на глубинах не более 5 метров, попадаются достаточно хорошо сохранившиеся плавсредства.
Основными средствами обнаружения будет ГБО и эхолот. Полоса захвата ГБО – не более 100 метров по сторонам. После обнаружения цели дежурный аквалангист осматривает объект под водой, крепит буй. Дальше с объектом будет работать группа экспертов. Их задача: определить тип, размер, принадлежность, степень повреждения объекта.
Часть группы будет обследовать объекты в районе прибрежной полосы (те суда, которые выбросились на берег). Это очень трудная задача – таких судов около 30. Но это необходимо для полноты картины.
Более подробно об экспедиции читайте на форуме Подводного портала Тетис.