ym

«Мэри Роуз» - флагманский корабль английского короля Генриха VIIIВ Великобритании началось строительство музейного помещения для корабля «Мэри Роуз». Проект связан с юбилейной датой: 28 лет назад исследователи подняли на поверхность флагманский корабль английского короля Генриха VIII (1509−1547), затонувший в 1545 году. Создание нового Музея «Мэри Роуз» на территории Исторической верфи в Портсмуте обойдется в 16,3 млн. фунтов стерлингов.

«Мэри Роуз» – единственный в мире корабль XVI века, который могут увидеть все желающие. Он был построен в 1511 году, вероятно, в Портсмуте, и назван в честь сестры короля принцессы Мэри. Роза была геральдическим символом королевской династии Тюдоров. На тот момент «Мэри Роуз» была настоящим чудом техники и очень серьезной боевой силой. Трехпалубный военный корабль, вооруженный тяжелыми бронзовыми и железными пушками, имел водоизмещение 500 тонн и мог взять на борт команду в 415 человек (200 моряков, 185 солдат и 30 канониров). Корабль был вооружен тяжелыми пушками нового типа, которые могли открывать огонь через недавно изобретенные орудийные порты, пробивая борта вражеских кораблей близко к ватерлинии. Генрих VIII очень любил это судно. В 1528 и 1536 гг. корабль модернизировали: число орудий было увеличено до 91, водоизмещение доведено до 700 тонн. Также после модернизации 1536 года «Мэри Роуз» стала одним из первых кораблей, которые могли открывать бортовой огонь. На ее главной орудийной палубе было 14 больших пушек, включая две, которые стреляли 64-фунтовыми чугунными ядрами (29 кг).

В 1836 году рыбаки обнаружили место затопления «Мэри Роуз»
«Мэри Роуз» защищала берега Британии в течение 34 лет, участвовала в войнах с Шотландией и Францией. В 1545 году началась новая война с Францией. Французский король Франциск I высадился на острове Уайт. 80 английских кораблей во главе с «Мэри Роуз» заняли оборону в проливе Солент у порта Портсмут, ожидая атаки со стороны французского флота. Перегруженный артиллерией флагман англичан, и без того никогда не отличавшийся остойчивостью, неожиданно стал крениться под порывом ветра, черпнул воду орудийными портами и, перевернувшись, мгновенно затонул на глазах у английского короля, наблюдавшего за своим флотом с берега. Вместе с судном погиб почти весь экипаж, спастись удалось только 35 морякам.

Интерес морских археологов к кораблю проснулся в середине 1960-х гг.

В 1836 году рыбаки обнаружили место затопления «Мэри Роуз». Они обратились к Чарльзу и Джону Динам, изобретателям водолазного костюма, с жалобой на то, что их лесы постоянно рвутся из-за каких-то нагромождений на морском дне. Братья зарабатывали на жизнь поисками затонувших судов. Они сразу приступили к работе и обнаружили остатки корабля. Братья подняли с корабля части корабельных пушек, лафеты, луки, керамическую посуду, обрывки ткани и несколько человеческих черепов. Работу они прекратили в 1848 году, решив, что больше на корабле нельзя найти ничего, что можно было бы поднять.

один из самых сложных и дорогостоящих проектов в истории мировой подводной археологии

Интерес морских археологов к кораблю проснулся в середине 1960-х гг. В 1965 году Александр Макки организовал проект «Project Solent Ships» и одним из кораблей, которые они надеялись найти, была «Мэри Роуз». В 1982 году со дна Солента удалось поднять большую часть останков корабля. Это был один из самых сложных и дорогостоящих проектов в истории мировой подводной археологии, сравнимый только с подъемом в 1961 году шведского военного корабля XVII века «Ваза». Находка и подъем судна с морского дна стали важными этапами в развитии морской археологии. Работы по расчистке остатков корабля от песка и ила с 1979 по 1982 год потребовали 28000 погружений и 12 человеко-лет на дне и позволили обнаружить значительную часть правого борта. Саму процедуру подъема показали по телевидению в прямом эфире, ее посмотрели около 60 миллионов человек по всему миру.

Находка и подъем судна с морского дна стали важными этапами в развитии морской археологии

Строительство нового музея – это заключительный этап в консервации корабля, которая началась еще в 1982 году. Сооружение нового здания должно быть закончено к осени 2012 года. По проекту в новом музее будет помещено не только само судно, но и все предметы, найденные на корабле – более 19 тыс. единиц хранения. «Мы рады, что проект «Мэри Роуз» подходит к концу и новое здание музея будет построено в Портсмуте. Нельзя недооценивать важность коллекции с затонувшего корабля», - рассказал контр-адмирал Джон Липпит (John Lippiett), глава «Mary Rose Trust».

Создание нового Музея «Мэри Роуз» на территории Исторической верфи в Портсмуте обойдется в 16,3 млн. фунтов стерлингов

«Новый музей будет построен с применением технологий XXI века и в рамках современной архитектуры. В здании будут созданы все условия, чтобы коллекция XVI века прекрасно сохранялась», - добавил один из участников проекта Филипп Джоуи (Philippe Jouy).


По материалам сайтов: www.infox.ru, www.maryrose.org, www.flot.com и www.en.wikipedia.org.

Другие новости по теме: Подводные находки