Гавайский художник Шон Йоро задумал свой проект Deep Seeds как серию из трех работ, целью которых было привлечь внимание общественности к гибели коралловых рифов. А для того, чтобы осуществить проект, художнику пришлось освоить фридайвинг. Ведь свои картины он создавал на дне моря, ныряя к ним на задержке дыхания.
В качестве холста для картин Шон Йоро взял железобетонные конструкции, которые используются для создания искусственных рифов. Все материалы, использованные в работе, экологичны и не наносят вреда морским обитателям.
Художник всю жизнь увлекался серфингом, так что к воде ему не привыкать, но вот опыта погружений у него не было. Пришлось пройти серьезную фридайверскую подготовку. В первые три месяца обучение шло хорошо, но затем во время неудачного нырка он порвал барабанную перепонку – пришлось сделать перерыв в тренировках на следующие три месяца.
В самом начале обучения Шон был уверен, что сможет задержать дыхание на 2 минуты. Но на практике оказалось, что он может не дышать всего около 40 секунд, а максимальная доступная ему глубина нырка – всего лишь 3-4 метра. Впрочем, через год упорных тренировок он уже смог проводить под водой три минуты, две из которых он мог тратить непосредственно на рисование. Если прибавить сюда время, необходимое на погружение, всплытие и отдых на поверхности, дело продвигалось не так быстро, как рассчитывал Шон. На одну картину тратилось, в среднем, 3-4 дня работы, при условии что чуть ли не полдня художник проводил в воде.
На первой картине, «Свечение», медуза символизирует хрупкую красоту и магию подводного мира.
Вторая, «Дыхание» – это символ фридайвинга, который требует контроля не только над телом, но и над разумом.
Третья, «Погребенная», частично скрыта песком – это призыв сохранить ту жизнь в океане, которая есть сейчас, пока еще не слишком поздно.
Самого художника больше всего впечатлило то, как фридайвинг повлиял на технику создания его работ. Ведь под водой каждое движение – это расход драгоценного кислорода. Поэтому каждый штрих на картине должен иметь значение, быть продуманным и необходимым. Нельзя позволить себе рисовать бездумно. Вот такое вот получилось осознанное подводное творчество.
Правда, когда вы это читаете, самих картин уже давно нет. Шон Йоро специализируется на недолговечных творениях. Он рисовал свои картины на кусках льда и на стенах заброшенных пирсов.
Что до подводных картин, то ведь они были выполнены на искусственных рифах. Первые водоросли начали расти там уже через две недели, а к настоящему моменту, если все пошло как задумано, место творений рук человеческих должны занять творения природы – кишащие жизнью коралловые рифы.
Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайтов www.edition.cnn.com и www.mymodernmet.com