Затонувший возле Ливерпуля пароход получил охранный статус

09.09.19

Колесный пароход Lelia XIX века постройки – один из наиболее значимых затонувших объектов на северо-западе Англии, официально получил охраняемый статус.

Затонувший возле Ливерпуля пароход получил охранный статус

Корабль был построен для прорыва блокады и доставки оружия и боеприпасов силам Конфедерации в последний год войны американского Севера и Юга. Технически совершенное для своего времени, 77-метровое судно было в тайне заказано от имени правительства Конфедерации судостроительным верфям Миллерса в Ливерпуле. В первое свое плавание – к Бермудам – Lelia вышла 14 января 1865 года. Но далеко уйти ей не удалось.

Пароход был застигнут штормом в Ливерпульской гавани, и отправился на дно, унеся с собой жизни 47 человек.

Обломки корабля наполовину скрыты донными отложениями. Неплохо сохранились остатки гребных колес, машинно-котельное отделение. Чуть хуже – грузовой отсек и сорванный со своего места паровой ворот. Палуба и надстройки исчезли, но где-то под песком скрыта часть корпуса и могут еще лежать боеприпасы и судовые механизмы.

Местные дайверы идентифицировали пароход в начале 1990-х годов – им удалось найти судовой колокол с надписью «Lelia 1864».

На верфях Миллерса проводились первые эксперименты по использованию стали в строительстве судов. Легче железа, она позволяла увеличить скорость и грузоподъемность судна.

Северные штаты установили блокаду основных портов Конфедерации в начале гражданской войны в 1861 году. В результате менее промышленно развитые штаты Юга были вынуждены полагаться на скорость и хитрость своих судов, вывозивших сельскохозяйственные товары в Европу в уплату за оружие, боеприпасы и быстрые корабли – главным образом, колесные пароходы.

Пароход Lelia – один из нескольких британских кораблей, участвовавших в снабжении конфедератов оружием и боеприпасами. Хотя Великобритания в ходе гражданской войны в США официально сохраняла нейтралитет, Lelia служит доказательством того, что англичане участвовали в поставке конфедератам вооружения в обмен на табак и хлопок. Таким образом, этот пароход имеет важное историческое значение не только по причине своего возраста.

До сих пор единственным колесным пароходом, получившим охранный статус, был Iona II. Этот пароход, по всей вероятности, также предназначался для скрытного снабжения Конфедерации в обход блокады северян. И он также затонул в самом начале своего первого плавания в 1864 году, попав в густой туман недалеко от Бристоля.

Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайта www.divernet.com