Тайна гибели «Лузитании», возможно, вскоре будет раскрыта

25.07.08

Американский предприниматель Грегг Бемис наконец-то получил официальное разрешение исследовать останки лайнера.

Тайна гибели «Лузитании», возможно, вскоре будет раскрыта

Это одна из самых громких и трагических катастроф в истории судоходства. Все, что осталось от огромного пассажирского лайнера, теперь лежит на дне у берегов Ирландии. И только теперь нынешний владелец легендарного рэка наконец-то сможет осуществить первую подробную фото- и видеосъемку великолепного лайнера, затонувшего 93 года назад.

Грегг Бемис (Gregg Bemis), который в 1968 году за 1 000 фунтов стерлингов приобрел у бывших партнеров по дайв-бизнесу права на останки затонувшего лайнера, получил официальную лицензию на фото- и видеосъемку обломков. Это позволит ему получить качественное и наиболее полное изображение корпуса знаменитого судна – не только снаружи, но и изнутри.

Английский пассажирский лайнер «Лузитания» затонул у берегов графства Корк (южная Ирландия) в мае 1915 года, после того, как его торпедировала немецкая подводная лодка. По некоторым сведениям, был и второй взрыв, который ускорил гибель лайнера, унесшего с собой жизни 1 198 пассажиров и членов экипажа.

Бемис надеется, что в ходе недельного проекта по видеосъемке, который начался 20 июня, удастся обнаружить доказательства теории о том, что на борту «Лузитании» действительно были взрывчатые вещества, которые и вызвали загадочный второй взрыв.
«Я намерен выяснить, где именно произошел второй взрыв, и что стало его причиной, - говорит он. – Я уверен, что на борту корабля были взрывчатые вещества. Я могу заявить это всему миру, но мне никто не поверит до тех пор, пока я не спущусь под воду и не добуду доказательства».

Компания JWM Productions намеревается снять о проекте фильм, который будет показан на канале Discovery в следующем году.

Восьмидесятилетний предприниматель получил права на исследование затонувшего лайнера только в марте 2007 года. Высший суд выдал ему соответствующую лицензию сроком на пять лет. Прежде Бемис уже обращался с подобной просьбой к властям, но в 2001 году ему было отказано. Позже выяснилось, что тогдашний министр культуры, принимая решение об отказе, неверно истолковал действующее законодательство, и, в конце концов, лицензия все же была выдана.

Данная лицензия позволяет владельцу исследовать затонувший лайнер не только снаружи, но и внутри. При этом разрешение относится только к видеосъемке и действиям, необходимым для того, чтобы проникнуть внутрь корпуса судна, и распространяется только на июль этого года.

«Когда я совершал здесь свое предыдущее погружение – это было в 2004 году – видимость составляла не более 8 метров, а длина корпуса судна равна 229 метров. Я не отплывал от ходового конца, поэтому видел совсем немного», - утверждает американец.
Кроме того, он заявил: «Было решено, что в ходе экспедиции ничего из предметов, принадлежавших пассажирам, подниматься на поверхность не будет».

Исходя из данных, собранных на этой неделе, Бемис планирует оценить степень разрушения лайнера и выработать стратегию проведения судебной экспертизы обломков судна. По оценкам самого предпринимателя, это обойдется в 5 миллионов долларов (3 миллиона евро).

Бемис заключил с флоридской компанией Odyssey Marine Exploration (OME) контракт на проведение исследований. Сам предприниматель присоединится к участникам экспедиции на борту исследовательского судна Odyssey Explorer.

В исследованиях также будут участвовать сотрудники департамента подводной археологии. Их задача – убедиться, что работы проводятся с соблюдением всех правил и не наносят вреда останкам затонувшего лайнера. В исследованиях будет задействован «Зевс II» – дистанционно управляемый аппарат, оснащенный новейшими видеокамерами и мощными подводными фонарями. «Лузитания» лежит на глубине 90 метров, а «Зевс» может погружаться на глубину до 2,5 километров.

Джон Гормли (John Gormley), глава министерства окружающей среды, заявил, что, он надеется, что предстоящее расследование прольет свет на события, приведшие к гибели великолепного лайнера – ныне обладателя одной из наиболее интересных и трагических судеб в истории мирового судоходства.

По материалам сайта: www.timesonline.co.uk