ym

Вторая часть рассказа Эрнста Антонова об участии в подводной поисковой экспедиции «Большой десант-2018». Первую часть статьи можно прочитать здесь.

Так почему мы едем в такие экспедиции?

Накануне открытия Крымского моста. Продолжение истории

Сложно сказать. Они реально отличаются от релакс-дайвинга в Египте и «все включено» в Турции. В известных дайв-центрах Крыма, в Севастополе, к примеру, вы просто платите денежку и очень красиво ныряете. Что тянет нас платить немаленькие деньги, ехать за тридевять земель, чтобы потаскать лодки с берега в воду и обратно, пожить в деревянных домиках «а-ля совьет экзотик»? Пролазить битый час в мутной воде на глубине от 3 до 8 метров и вылезти абсолютно счастливым с какой-то непонятной железякой?

Я думаю, романтика и авантюризм. Они присутствовали почти в каждом члене экспедиции. И еще этакий запал, доказать самому себе, что ты что-то значишь и умеешь в этой жизни. Не только «селфи» делать, но и подымать якорь, вязать морские узлы и правильно пользоваться компрессором и лодочным мотором.

Накануне открытия Крымского моста. Продолжение истории

А еще, ожидание чуда. Вдруг, в конце экспедиции прилетит «волшебник в голубом вертолете»… Тайная надежда, вдруг именно ты попадешь в «ящик» (теленовость об экспедиции), и твой родной город Тула, к примеру, будет гордиться своим героем. И отношение к тебе жены, близких и друзей изменится в еще лучшую сторону…

Накануне открытия Крымского моста. Продолжение истории

Ожидание чуда заканчивается после второй экспедиции. Остаются интересные друзья и собеседники, которых ты не видел с прошлого года, и ты снова весь год с нетерпением ждешь этой новой встречи и атмосферы отрешенности от своих жизненных и личных проблем в течение целых 5-6 дней экспедиции…

Моя личная оценка и впечатления от экспедиции

Давайте о ключевых моментах экспедиции.

Накануне открытия Крымского моста. Продолжение истории

Люди. Это очень важный фактор. Несмотря на ежегодно меняющийся состав, остается костяк, который работает уже многие годы. Каждый из них выполняет определенные обязанности, без которых экспедиция не состоялась бы. В первую очередь, это командор Александр Елкин, это Альберт Патрушев и Володя Селиверстов – техническое обеспечение, финансист Евгений, капитан Владимир, куратор по линии батареи Андрей, Рубен – по сути дела, искатель объектов, и даже я, фотограф и частичное взаимодействие со СМИ. Всех добрых людей перечислить невозможно, не обижайтесь, ребята! Поразили своей работоспособностью московский археолог Алексей и Сергей Царенко. Куратор от Черноморского центра Павел и москвич Дмитрий Бутусов. Достойные люди. Иштван – этот замечательный венгр, почти что один из символов Крыма, тема для отдельной статьи. Именно человеческий фактор решает все.

Накануне открытия Крымского моста. Продолжение истории

Экспедиционный флот. В течение большого периода времени это были резиновые лодки. Бронекатер и тральщик, появившиеся в этом экспедиционном году, решили массу проблем. Они позволили с удобством ходить по морю на большие расстояния, переодеваться, кушать, пользоваться гальюном и даже возить «сочувствующих».

Накануне открытия Крымского моста. Продолжение истории

А небольшой музей в бронекатере Елкина выше всяческих похвал. Можно ознакомиться с историей в дальнем походе, послушать патефон со старинными пластинками, изучить фрагменты оружия и снаряжения военного времени и даже примерить на себя костюм матроса-краснофлотца с торпедного катера. Тральщик немного уступает по своим параметрам, но, тем не менее, не хуже.

Накануне открытия Крымского моста. Продолжение истории

Дайвинг. То, что волнительно для всех нас. Каждый день и помногу. Баллоны со 180 барами всегда в наличии. Никто никого не напрягал, всё в меру своих сил и возможностей. Иногда меня раздражала бесконечно долгая подготовка к нырянию технарей, а потом я понял, что такие действия у них, что называется, в печёнках. Ну не могут они без этого. Понять. Простить.

Накануне открытия Крымского моста. Продолжение истории

Находки. Прошло то время, когда бесцельно и несерьезно, от своего незнания, тащилось на берег все, что нашлось. Под чутким руководством теперь решается, нужно ли это для музейной экспозиции, представляет ли это интерес или нет. Единственное исключение – якоря, в основном современные. К ним какая-то нездоровая страсть. Да и ладно, море чище будет. Тем более, никакой исторической ценности они не представляют.

Накануне открытия Крымского моста. Продолжение истории

Досуг. Личное дело каждого или группы по интересам. С плотным графиком экспедиции свободного времени оставалась не так уж и много. Пока придешь с пролива, пока помоешь снаряжение, искупаешься сам… Там уже ужин и брифинг по следующему дню. Но люди ездили на бесплатную экскурсию в крепость Керчь, устроенную организатором, небольшой группой ныряли на Азовском море. А я соблазнил всех Опуком.

Накануне открытия Крымского моста. Продолжение истории

Кто не в курсе, Опук – национальный заповедник в Крыму. К нему относятся собственно гора Опук с прилегающими красивыми солеными озерами, с красноватой поутру и вечером гладью. Их снимал красиво еще Михаил Семенов, царство ему небесное.

Накануне открытия Крымского моста. Продолжение истории

Там часто встречаются лисы, очень много редких птиц.

Накануне открытия Крымского моста. Продолжение истории

Но главное достоинство – золотой песчаный пляж протяженностью около километра и знаменитые скалы-корабли, стоящие примерно в 3 км от берега.

Накануне открытия Крымского моста. Продолжение истории

Видимость там изумительная, под водой много гротов, пещерок, мидий. С одной стороны это место ограничивает военный полигон. Погружаться там можно только с разрешения егерей, следящих за заповедником, в их присутствии и с их лодки. Если говорить вкратце и без мата, егеря нас подвели с нырялкой. Но несколько своих подводных фото с прошлого года я вам в этой статье покажу.

Накануне открытия Крымского моста. Продолжение истории

В довершение этого раздела. Каждую ночь была прекрасная возможность любоваться лунной дорожкой в проливе и огоньками Таманского берега. С погодой повезло как днем, так и ночью. Купив на ближайшем самостийном рынке в Аршинцево свежей кефали, барабульки и крупной картошки, можно незабываемо провести вечер. А если по дороге заехать домой к хитрому татарину и купить нелегального алуштинского (из старых запасов!) коньяка…

Способы приготовления, запоминайте! Вымытую картофелину разрезаем пополам, делаем насечки по обеим поверхностям, натираем подсолнечным маслом, в котором уже есть соль и перец, кладем кусочек сала и цибулю в середину и заматываем все в фольгу. В угли. Мелкую кефаль неразделанную печем на барбекю. Туда же на барбекю, затянутую фольгой, выкладываем барабульку рядами. Запах рыбы на мангале, ночь, лунная дорожка на воде, свежий морской бриз и коньяк в бокале… Прочувствовали?

По ценообразованию – ведро кефали средненькой и две пятилитровые бутылки доверху забитые барабулей… примерно 1700 рублей за все! Не стоит ехать в Ялту, Керчь ждет вас!

Накануне открытия Крымского моста. Продолжение истории

«Изюминки» экспедиции. К Елкину бы не приезжали, если бы он не думал про нужды дайверов. Ведь не все из нас всецело преданы подводной археологии. Поэтому два объекта, заявленные в анонсе экспедиции, он выполнил. Если торпедный катер был работой, то погружение на паром «Зибель» на 22,5 метра можно назвать красивым и интересным.

Накануне открытия Крымского моста. Продолжение истории

Паром расположен достаточно далеко от береговой базы, уже в море, а не проливе, с видимостью до 5 метров, в отличие от метра на катере. Очень красивый, редко обныриваемый объект со своей историей. На нем удалось найти небольшой кислородный баллон, предназначенный, скорее всего, для летчиков Люфтваффе. Очень хорошо сохранились оба гребных винта, боковые бочки понтона. К сожалению, мой бокс потек, и из подводного у меня осталось только видео.

Накануне открытия Крымского моста. Продолжение истории

Реконструкция. Не могу напоследок не упомянуть о еще одном важном аспекте, прошедшем в экспедиции накануне 9 мая. Это реконструкция на батарее 29Бис. Батарея – это одно из направлений работы Александра Елкина. На базе неё он планирует создать музей и культурно-досуговый центр. Работы очень много, расчистить только одних подземных ходов и коммуникаций 20 км – непосильная задача для группы людей. Здесь, я думаю, должно подключиться любимое мной Русское географическое общество и поисковое движение России. Восстановление и сохранение нашей военной истории считается прерогативным направлением деятельности.

Накануне открытия Крымского моста. Продолжение истории

Как мог, в преддверии Дня Победы, я внес толику своей лепты, убедив реконструкторов провести репетицию в реальных боевых условиях – под землей. Что из этого получилось, смотрите на снимках.

Накануне открытия Крымского моста. Продолжение истории

И снова Аквалунг. Ну, мы же дайверы. Друзья! В завершении – небольшой иллюстрированный тест перчаток Aqua Lung и дешевых, купленных на Алиэкспресс.

Накануне открытия Крымского моста. Продолжение истории

Обе пары имеют толщину 3 мм, были в экспедиции и использовались в более-менее одинаковых условиях примерно одинаковое время. Как видите, «китайцы» уже порвались.

Накануне открытия Крымского моста. Продолжение истории

Швы у них не проклеены, а липучка не снабжена уплотнителями по бокам. Постоянный перекос при застегивании. Выводы делайте сами.

P.S.: Лето и осень – это время экспедиций и погружений в чудных местах России и зарубежья. Не стесняйтесь, пишите отчеты, думаю, будет интересно всем. Со своей стороны, я постараюсь написать о новом и необычном, с чем столкнусь под водой.

Накануне открытия Крымского моста. Продолжение истории

Лайк, если было интересно!

С уважением,
Ваш Эрнст Антонов

Фото: Эрнст Антонов, Александр Базик, Иштван Зихерман.
Фото с квадрокоптера: Артём Шпаков.

Другие статьи рубрики: Репортажи и интервью