Официальная хроника событий
В период с 30 апреля по 6 мая в Керченском проливе вблизи с.Героевского (Эльтиген), республика Крым, прошла международная подводно-поисковая экспедиция. В экспедиции приняли участие более 80 дайверов из России, Белоруссии, Украины, Венгрии и Эстонии. Целью экспедиции ставилось обнаружение и фиксация затонувших объектов времен Великой Отечественной войны, отдание памяти морякам-краснофлотцам, погибшим в годы войны, а также проведение масштабной реконструкции на вновь восстанавливаемой легендарной батарее 29Бис.
В ходе проведения подводной экспедиции (руководитель – А.В. Елкин) был обнаружен торпедный катер типа Г-5. С него было снято вооружение для передачи в музей и последующей, после восстановления, выставочной экспозиции. Было проведено и обследовано более 12 подводных объектов на глубинах от 3 до 22 метров. Проводилась подводная фото и видео фиксация состояния объектов – затонувших самолетов и судов. Участники передвигались по проливу на бронекатере и тральщике – репликах боевых судов времен Великой Отечественной. Впервые в подобной экспедиции проводилась съемка хода судов с квадрокоптера.
Для музейной экспозиции было бережно поднято более 10 значимых предметов, среди них авиационное орудие и пулемет. Также было найдено и поднято колесо от автомобиля ЗИС с маркировкой завода «Ярославский резиновый комбинат» и предположительными годами выпуска 1932-42.
Экспедиция завершилась проведением митинга и масштабной реконструкцией на батарее 29БИС, в которой участвовали более 70 реконструкторов с разных городов России, участники экспедиции, администрация и жители города Керчь и близлежащих населенных пунктов. По окончании каждый активный участник-волонтер «Большого десанта-2018» получил памятный диплом и майку с символикой экспедиции.
Небольшое вступление
Здравствуйте, дорогие друзья!
Вы заметили наверно, что на сайте Тетиса периодически выходят мои статьи о погружениях в Черном море, высокогорных погружениях, подводной археологии и экологических акциях. Это связано с тем, что я считаю, чем больше вы будете знать, тем более вы будете готовы к тем приятностям и неожиданностям, с которыми я столкнулся. Вторая причина – я люблю Черное море и горы, живу там рядом и хочу, чтобы вы больше ныряли у нас в России. Поверьте, дома тоже бывает интересно! Третья причина – я испытываю часть снаряжения «Аквалунг» в жестких условиях, а потом пишу, что я про него думаю, но об этом позже.
Моя личная оценка и впечатления от экспедиции
С Краснодарского края нас было двое – Эрнст Антонов и Александр Базик. Если что, то мы оба состоим в краснодарском отделении Русского географического общества, и оно нам немножко помогло с организацией поездки. Все началось как обычно, с паромной переправы. Работала она замечательно, пробок 30 апреля не было, проехали быстро. Грузовые паромы везут в Крым топливо и продукты, пассажирские – кучу восторженных туристов со всей России, судя по внешнему виду в этот раз много башкиров и бурятов. Хотя основные регионы, по автомобильным номерам, – Москва, Краснодар, Ставрополь и Ростов. Досмотр перед паромом достаточно дотошный, но быстрый.
В Керчи были часа в три ночи, в целях экономии решили заночевать в машине, возле городского пляжа «Черепашка». Пляж «грустный», советского периода, но с замечательным видом на Крымский мост. Александр заснул, только с работы, а я, взяв штатив, пошел фотографировать ночную Керчь.
Ночь скрывает многие недостатки всех городов, а подсветка уличными фонарями делает все таинственным и загадочным. Вернулся к машине около 5 утра, «подснимал» рыбаков на фоне моста. Снимок получился интересным.
Заехали к другу-дайверу, попили чайку и выдвинулись в сторону Героевского. В Аршинцево огромная пробка из автомобилей и автобусов, штурмуют подъездные развязки к мосту. Первый раз вижу полуторачасовую пробку в Керчи. Дальше уже проще, 3 км скакания по железобетонным плитам, и мы в Героевском. У него два названия – Героевское и Эльтиген. Огромная бетонная конструкция в виде осколка возвышается над селом и проливом, как дань памяти морякам-краснофлотцам в той великой войне.
База завода «Залив» маленькая и уютненькая, с удобным подходом к песчаному пляжу. Все в советском исполнении – уличные туалеты, умывальники и души, скромные номера на 4 койки, но чистенько, много зелени и даже есть слабенький wi-fi! Пароль от него держится в большом секрете.
На стоянке уже много машин, из них половина с наклейками организатора – Батарея 29Бис. Это детище Александра Елкина, на месте батареи он хочет создать музей и досуговый центр. Ближе к берегу привычно шумят компрессоры, там забивают баллоны Сергей Царенко (он теперь работает в Черноморском центре подводных исследований) и коллега Альберт, в миру Альберт Патрушев. «Коллегой» его назвал научный руководитель центра Виктор Вахонеев, и, на мой взгляд, это приставка к имени ему подходит.
С экспедиционного судна, точной реплики бронекатера времен В.О.В. движется «резинка», на ней сам «великий Вождь» черноморских экспедиций – Александр Елкин. Попадаем «с корабля на бал», помогаем тащить лодки на берег.
Устал, бессонная ночь сказывается, но нахожу в себе силы вечером посетить «разбор полетов». Этакий дайверский вечерний диспут-посиделки, где обсуждается масса насущных вопросов от работы и финансов до политической ситуации и качества крымского вина.
Впервые в экспедиции тюменцы, они приехали именно вживую увидеть под водой бронекатер, который, по архивным данным, был построен в войну на заводе в Тюмени. Решив проблему экспедиционного взноса, руководство экспедиции раздает всем стильные футболочки с логотипом «Большой десант-2018». На автопилоте делаю общую фотографию для истории, пока все не разбежались. Успеваю сделать и фото Раисы с Сергеем, это муж и жена, оба дайверы, правда, она пока только учится. Женщина-дайвер в экспедициях – редкость. Всё. Спать.
Утро бывает добрым. Замечательный завтрак с овсяной кашей, прям как в Англии. Напряженная работа мозга командора Елкина отправляет меня в «ссылку» вместе с нашими украинскими коллегами на плавучий док. Но я не в обиде, компания хорошая, тем более Рубен там нашел под водой загадочное колесо. Почему ссылка? Объект давно известен, глубина небольшая, добираться к нему дорогой по суше, а нырять с берега. По дороге живописное соленое Тобечикское озеро и весенние бои диких фазанов за самку. Все как в жизни.
Проезжаем через село Марьевка, где попутно рассматриваем старинный дом, крытой черепицей. Очень много змей, опасно. На черепице клеймо: «Севастополь. 1908г.». История…
Быстро собираемся на берегу и идем в сторону объекта. Метров 300 ластами махать. Видимость около 3 метров, для пролива это очень хорошо. Доходим до колеса, крепим подъемник Aqua Lung. Колесо отрывается от грунта, транспортируем к берегу.
И здесь, увлекшись съемкой, понимаю, что с боксом что-то не так. Попала вода! Гордо держа бокс за краешек, лечу к берегу. Файлы целы, а вот с фотоаппаратом проблема. Крымский песок очень хорош для нудистов, но не для подводных боксов. Перехватываю экшн-камеру и снимаю на нее транспортировку и вынос колеса на берег.
Настроение упало, но, несмотря на это, чистим и грузим колесо в машину. Позже, на базе, находим на резине клеймо «Ярославский резиновый комбинат». Находка радует, ведь на этом объекте уже долго ничего не подымали. Примерно 1936 год, если судить по архивам.
По подъемнику Aqua Lung. Показал себя достойно. Для Черного моря с его холодной водой и неважной прозрачностью, хотелось бы пожелать большего размера крепежной скобы и винта. Удобнее в перчатках и меньше возможности потерять.
Интересно? Тогда, пожалуйста, читайте и смотрите. В следующей части расскажу вам про поход на «Зибель», находки на торпедном катере, национальный заповедник Опук и особенности приготовления картошки с салом в фольге и барабульки-гриль.
С уважением,
Ваш Эрнст Антонов