Текст и фото: Эрнст Антонов
Четвертый день для меня был достаточно сложным. Дело в том, что была договоренность с корпунктом «Первого канала» о съемке нашей экспедиции, а также просьба об организации морской поездки на остров Тузла. Корреспонденты планировали снять небольшой новостной репортаж об острове и его жителях, а также сюжет о наших подводных исследованиях, ведь ранее погружения в акватории острова из-за территориальных границ России и Украины были невозможны.
Найти опытного «лодочника» в Керченский пролив и не в сезон – большая проблема. А такого, чтобы пошел на Тузлу, да еще с корреспондентами, организовал посадку и высадку, ждал, пока снимут репортаж... Хорошо, что есть друзья! Выручил Александр Николаевич Шамрай – подводный археолог, исследователь, человек, влюбленный в море. Договорились по стоимости только о заправке лодки. Погода с утра стояла просто чудесная, пролив успокоился, практически штиль.
Но из-за накладок по прибытию телевизионщиков в море удалось выйти только около 11 утра. Соратники беззлобно ворчали, что в такую погоду только нырять и нырять. На самом деле им тоже было интересно посмотреть остров Тузла и его окрестности. Шли двумя лодками параллельно около 8 км, сначала вдоль берега, огибая Тузлинскую косу, потом вдоль острова. По пути нас сопровождали дельфины.
Примерно за 100 метров до старого рыбацкого причала – мелководье с обилием сетей, последние 50 метров пришлось просто подводить лодки к берегу. У берега трехметровой ширины линия бурых водорослей вместе с ряской, так что нос лодки завели прямо на берег, чтобы «телевидение могло десантироваться». После того как Евгения и Валентин (корреспонденты «Первого канала») немножко отдохнули, двинулись вглубь острова в гости к местному жителю Владимиру – знатоку местных мест и коллекционеру морских находок – для съемки интервью. По пути осмотрели заброшенные школу и магазин, кругом в траве ржавые механизмы, несколько старых лодок и даже один баркас.
Владимир встретил приветливо, хотя некоторые вопросы и просьбы ТВ-шников его поставили в тупик. В ходе беседы развернулась интересная дискуссия с А. Шамраем по поводу находок амфор. Получалось, что большая часть находок сделана на побережье со стороны Керчи, находки располагались кучно и, скорее всего, там был древний торговый причал или поселение.
Нам троим, прибывшим на остров в гидрокостюмах, было достаточно некомфортно при температуре +26 градусов. Оставив корреспондентов, мы разошлись по острову, изучая его. Вновь все вместе мы сошлись возле бывшей украинской погранзаставы. Дорога к ней выложена бетонными плитами, оборудована вертолетная площадка, здание и забор сделаны на века. Отстроена и оборудована она была в период президентства Кучмы на Украине, во время обострения российско-украинских отношений по территориальным претензиям. На заставу нас не пустили, шустрый мужичок на мотороллере (представился участковым) объяснил это тем, что «новое начальство запретило».
Возвращались по берегу, глянули видимость в районе двух старых причалов, где лежали останки двух немецких БДБ (быстроходная десантная баржа – прим.ред.) на глубине трех метров – видимость нулевая, лезть к рваному железу при такой видимости и «болтанке» желания не появилось. Решили нырять ближе к фарватеру пролива, на уже «забуенный» объект. Шли порядка 7 км. Корреспонденты с другой лодки сняли интервью и вход в воду – на этом и попрощались. Позже я переслал им по интернету фрагмент подводного видео для вставки в репортаж.
Ну а мы продолжили поиск. В этот день мы сделали важную находку. Олегу Беркусу при обследовании рэка удалось найти на одном из катеров приборную панель. После небольшого обсуждения панель решили поднять для детального изучения специалистами и последующей музейной экспозиции. Воздух в баллонах подходил к концу, заканчивался световой день, а нахождение ночью в проливе без особого разрешения пограничников запрещено, и мы, по очереди придерживая свою находку с острыми краями, чтобы не повредить резиновый борт лодки, двинулись в направлении берега.
День пятый. Погода просто замечательная! Получилось, что этот день для меня стал решающим. Дела звали домой, и мы решили максимально много понырять и поработать в этот день. Ранним утром, наскоро позавтракав, мы вышли в пролив.
День оказался плодотворным на находки. Помимо очередного крупного фрагмента амфоры, уже не первого найденного в радиусе 100 метров от погибшего бронекатера нашим капитаном Сергеем Фроловым, мною в трюме тральщика был найден фрагмент прибора, предположительно секстанта. Олег Беркус обнаружил интересный фонарь на рэке. Пару раз также встречали свинцовые аккумуляторные батареи с символикой – звездой в центре.
Было принято решение большую часть находок не поднимать, а, сделав фотофиксацию, оставить на прежнем месте, под водой. Очень часто встречались боеприпасы разного калибра, снаряды и патроны, от пулемета ДШК до опасных мин-хвостовиков. Общее правило – держаться от таких предметов подальше и ни в коем случае не трогать!
Небольшое отступление по амфорам. Наличие такого скопления фрагментов на сравнительно небольшом подводном участке предполагает место древнего кораблекрушения в этом районе, либо место стоянки для морской торговли и обмена товарами прямо в проливе. Ведь не секрет, что главное предназначение амфор в древности – тара для перевозки и хранения масла, вина и прочего. Но для установления истины требуется комплексная подводная экспедиция, в первую очередь обладающая хорошими финансовыми и техническими ресурсами.
Работали на износ. Жутко усталые, на обратном пути опять набрали мидий. Возвращались с закатным солнцем, в проливе штиль, ярко-багровое солнце на горизонте потихоньку уходит под воду, создавая красивую картинку, лепота...
Вечером посидели дружной компанией за бутылкой вина, попутно маринуя мидий и рассказывая морские истории, в которых участвовали. Я рассказал об экспедициях в Крыму и Николаевской области, Сергей о Таиланде, Олег о Сочи и окрестностях. Долго дискутировали об Абхазии, сошлись на том, что дайвинг там во многом зависит «от кошелька и местных традиций народа».
Половина шестого дня прошла в сборах и прощаниях с многочисленными друзьями. Ехать домой пришлось через Новороссийск, чтобы сдать фото и видеоотчет нашему начальству на период этой экспедиции.
Резюме. Положительные моменты: хорошие погружения, новые рэки и отдых в компании друзей, помощь поисковикам в исторических исследованиях, «Первому каналу» в съемках материала об острове Тузла, красивые наземные и удачные подводные фото, ряд интересных находок под водой, дающих повод для последующих изысканий, морская мидийная кухня практически каждый день.
Отрицательные моменты. Погода первые два дня. Отсутствие обещанной финансовой поддержки, затраты составили на троих порядка 18 тысяч рублей, основная статья расходов – бензин (машины, лодка, компрессор, генератор). Многочисленные и ненужные согласования с различными организациями и ведомствами на проведение экспедиции. Для того чтобы просто нырять с лодки, достаточно судовых документов, регистрации у пограничников и звонка на заставу о выходе в море и прибытии на берег.
Итог. Он позитивный! Я продолжаю вам, дорогие читатели портала Тетис, нести свою простую доктрину: «Ныряйте много и с удовольствием!»
Огромное спасибо всем, кто дочитал до конца! Постараюсь вас порадовать новым интересным материалом в ближайшее время.
Всегда ваш,
Эрнст Антонов.