ym

Эрнст Антонов об истории, археологии, дайвинге на Черном море.

Украинский дайв-транзит. От Очакова до Тарханкута. Часть первая.

Доброго дня, дорогие читатели! Наверное, многие из вас помнят, что на портале был анонс о предстоящей подводно-археологической экспедиции. Так вот, экспедиция состоялась!

Украинский дайв-транзит. От Очакова до Тарханкута. Часть первая.

Сейчас, по окончании, ее трудно назвать подводно-археологической - скорее, подводно-наземно-исследовательской. Хотя коллектив из десяти единомышленников из разных городов и стран готовился к ней в течение трех месяцев. Но, давайте, я все напишу по порядку.

Итак, мы - коллектив. Нас десять разных по характеру, весу и убеждениям человек, объединенных общей мыслью: "Надо интересно нырять. Надо помогать науке. Надо снимать интересное фото и видео. Надо сделать так, "чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…".

В составе экспедиции - жители Одессы, Москвы, Керчи, Санкт-Петербурга, Киева, Николаева, Очакова, Ильичевска и Краснодара. Среди нас двое ученых: Сергей Львович Соловьев - ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа, и Виктор Васильевич Вахонеев - младший научный сотрудник ИА НАНУ, аспирант Киевского Национального Университета. Разумеется, у обоих - соответствующие документы, подтверждающие их квалификацию. В активе у нас - зафрахтованное судно "Алектор", ждущее в военно-морском порту г.Очаков, куча снаряжения, запасов, комплекты фото и видеоаппаратуры. А еще - целая кипа разрешительных документов, согласований, утверждений и дозвилов (в переводе с украинского - "разрешений"), полученных военно-историческим дайвинг-клубом "Андреевский флаг". Без таких документов достаточно сложно не только нырять, но и выйти в море. Кроме этого у меня лично еще мощная поддержка компании "Aqua Lung" именно для этой экспедиции, а также информационная поддержка любимого всеми (Вы же здесь? И сейчас это читаете?) подводного интернет портала Тетис. Казалось, нас ничто и никто не может остановить.… Но об этом позже.

Украинский дайв-транзит. От Очакова до Тарханкута. Часть первая.

Итак, стартовав из Краснодара рано утром 6-го августа в направлении Темрюка, ближе к обеду я был на паромной переправе Порт Кавказ - Порт Крым. На удивление быстро (около 3,5 часов) для этого времени года, переправившись в Крым, заехал к другу и коллеге по экспедиции в Керчь, где мы согласовали свои действия и выпили чайку, и дальше двинулся в направлении Феодосии. Так как из-за цен на бензин (стоимость одного литра хорошего А-92 достигает на наши деньги 43 рублей) движение на Украине не сильно оживленное, я довольно быстро добрался до Коктебеля и с ужасом понял, что я "попал". Дело в том, что на время экспедиции мне надо было определить на отдых свою семью - жену и сына, но толпы россиян, украинцев и белорусов, а также цены на проживание в этом курортном месте к диалогу не располагали.… Пришлось наворачивать по жаре (38 градусов в тени, кондиционера в DAEWOO NEXIA у меня нет) еще около 30км, пока свободное и относительно (для августа) недорогое жилье нашлось в местечке Курортном, неподалеку от известной всем нудистам Лисьей бухты. Наскоро перекусив и искупнувшись, а заодно сфотографировав развалины сооружения царских времен по добыче пуццолана (отдельная тема для обсуждения), находящегося в воде недалеко от берега, пообещал семье себя беречь, сел в машину и "рванул" дальше.

Украинский дайв-транзит. От Очакова до Тарханкута. Часть первая.

По дороге подвез до Феодосии двух загорелых черных хохотавших белорусов (похоже с Лисьей бухты, парочка без комплексов), путешествующих с огромными рюкзаками и спальниками автостопом, а также угрюмого строителя-татарина, смотревшего на парочку с осуждением. Пожелав мне счастливого пути, все вылезли перед поворотом на Джанкой, а у меня впереди было еще около 400 км до Николаева.

Главная достопримечательность от Джанкоя до Армянска, конечно, Крымский канал с пресной водой, берущий свои воды от Великого Днепра и питающий этой водой весь Крым. Хотя, пока эта вода дойдет до Керчи.… В общем, керчане воду кипятят и стараются пить бутилированную. Проблема обеспечения Крыма скважинами с пресной водой до сих пор полностью не решена. По пути встречаются маленькие ухоженные деревеньки, где на некоторых крышах до сих пор лежит старинная черепица, а мазаные стены крашены известью. Дорога, по сравнению с Краснодарским краем, практически пуста, и только любители недорогих корейских машин - россияне и белорусы - пытаются соревноваться друг с другом в мощности движков. Изредка мелькнет машина из Молдавии или Евросоюза. В августе - сезон, поэтому я вижу в Крыму аж четыре поста патрульной службы, и в некоторых селах по пути плакаты, кафешки и маленькие рынки обещают вкусную еду и сельхозпродукцию. Опять же, по сравнению с нашим краем, это не столь навязчиво и немногочисленно - мне нравится.

Проблемы с дорогой начинаются после Армянска и тянутся до Херсона. В основном это три или четыре большие фуры, идущие друг за другом - трудная для обгона конструкция. Но в этом есть и свой плюс - есть время насладиться "екологiчно" чистыми пейзажами Херсонщины. Радует глаз и переезд по мосту через великий "Днiпро".

Украинский дайв-транзит. От Очакова до Тарханкута. Часть первая.

Кстати, за время поездки рука ни разу не поднялась бросить окурок или мусор из машины - хотя придорожные урны были переполнены, останавливался и выбрасывал мусор в них. Везде чистенько и аккуратно, хоть и бедновато - видимо, менталитет другой у людей. После объездной в Херсоне дорога изменилась и полетела двумя хорошими полосами в каждую сторону. До Николаева просто домчался. На Украине можно двигаться без ближнего света фар и ехать до 100-120 км в час, можно и больше, но уже на свой риск.

Украинский дайв-транзит. От Очакова до Тарханкута. Часть первая.

В Николаеве я должен был забрать двух членов экспедиции, а также пообщаться с друзьями, которых давно не видел. Одного из них, Виктора Вахонеева, недавно показывали в новостном выпуске на "Первом". Они ведут очень нужную и полезную работу в международном детском лагере "Артек", создают музей подводной археологии, проводят лекции и занятия с детьми по этой же тематике. Забрав коллег вместе со снаряжением (машина сразу потяжелела), выдвинулся в сторону Очакова. Приехали в Очаков довольно поздно и, перекусив в ночном кафе, устроились на ночь в палатках на берегу моря, так как попасть в порт в такое время возможности не было.

Украинский дайв-транзит. От Очакова до Тарханкута. Часть первая.

Следующий день, 8 августа, прошел в ожидании и сборах остальных участников экспедиции. Первым после нас добрался на перекладных Сергей Львович из Санкт-Петербурга. Он-то и рассказал нам много об истории Очакова, а также провел небольшую экскурсию по этому маленькому уютному городку. В ожидании остальных мы осмотрели Суворовский музей, памятник бригадиру Ивану Горичу.

Украинский дайв-транзит. От Очакова до Тарханкута. Часть первая.

В обед, когда мы уже попали в военно-морской порт, подъехали ребята из Киева, Москвы и Керчи. Сам порт маленький, всего два военных судна, рядом стоянка гражданских судов. На въездных воротах улыбчивый дневальный мореман, в обязанности которого входит и уход за памятником военным водолазам.

Украинский дайв-транзит. От Очакова до Тарханкута. Часть первая.

Познакомились с командой и судном - кэп оказался бывшим военным, комбригом боевых пловцов. Судно неплохое, тьфу-тьфу, но крен во время хода из-за надстройки достигал 20 градусов, поэтому не ругайте меня фотографы-профи за линию горизонта, это не я так снимаю, а судно так кренится…

Украинский дайв-транзит. От Очакова до Тарханкута. Часть первая.

К вечеру все участники были в сборе и мы, с надеждой на все хорошее, вышли в море. На часах было около семи вечера по местному. Ночью проснулся на верхней полке в кубрике в недоумении "Где я? Кто я?". Судно, преодолевая волну, заметно скрипело и качало, крен был солидным, но усталость брала свое и я незаметно заснул. Свой будильник - полтора литра воды на ночь - я поставил на шесть утра. До Змеиного было 15 часов ходу…

Продолжение следует…

Другие статьи рубрики: Репортажи и интервью