ym

Проект «Покажи ребенку подводный мир»: о лете прошедшем и лете будущемНа дворе – первый месяц весны, и хотя до лета еще далеко, для участников программы «Покажи ребенку подводный мир» началась самая что ни на есть горячая пора. Набирает обороты подготовка к новому летнему сезону, чтобы детдомовские ребята снова поехали на Черноморское побережье, приняли участие в настоящей археологической экспедиции и познакомились с миром дайвинга.

Идея создать проект «Покажи ребенку подводный мир» родилась 7 лет назад, когда мы организовали первые погружения для детей из детских домов, которые в тот год приехали к нам в экспедицию. С тех пор ежегодно ребята, участвующие в программе, проводят два летних месяца в Молодежном археологическом лагере на базе Западно-Крымской археологической экспедиции, где вместе со студентами из разных городов принимают участие в раскопках античного города Калос-Лимен и учатся дайвингу, с восторгом осваивая черноморские глубины.

Пока ребята с нетерпением ждут будущего лета и строят планы, приятно вспомнить прошедший сезон, который стал для 100 воспитанников детских домов временем удивительных открытий.

Проект «Покажи ребенку подводный мир»: о лете прошедшем и лете будущем

Сначала, как и в предыдущие годы, – кутерьма первых экспедиционных дней, обустройство палаточного лагеря, торжественная церемония открытия и поднятие флага. Ребята осваиваются, знакомятся друг с другом, привыкают к распорядку. О дайвинге пока никто не вспоминает – столько всего нужно сделать: распаковать вещи, постараться тайком улизнуть на море купаться (нелегальная вылазка с треском проваливается), разведать, где находится центр лагерной жизни – полевая кухня, изучить и облазить каждый каменный блок на раскопе и тщательно обтрясти все абрикосовые деревья.

Через несколько дней, когда ребетячий рой постепенно утихомиривается – лагерь и раскоп уже изучены, а пляжи исхожены вдоль и поперек – ребята вспоминают: «Ой, нам же еще обещали акваланги! Когда погружения? Скоро?» Нетерпение быстро нарастает –мимо домика, в котором хранится снаряжение, все чаще туда-сюда (конечно же «просто проходя мимо»), курсируют стайки детей, которые усиленно вытягивают шеи, чтобы заглянуть внутрь. А потом вот оно – долгожданная первая обучающая лекция и демонстрация снаряжения, так похожего на обмундирование какого-то инопланетного супермена. Ажиотаж, вызванный примеркой снаряжения, трудно описать – от разнообразия ласт, масок и гидрокостюмов ребята приходят в неописуемый восторг. А вот BCD и регуляторы поначалу кажутся малышне очень подозрительными – как тут разобраться с таким количеством ремешков, шлангов и прочих штуковин. Поэтому во время примерки они просто смиренно ждут, пока инструкторы «упакуют» их как положено. А вот ребята постарше, хоть глаза и блестят, подбирают снаряжение степенно и с видом знатоков – ну не уподобляться же малышне, в самом деле!

Проект «Покажи ребенку подводный мир»: о лете прошедшем и лете будущем

Вскоре наступает знаменательный день – первые настоящие погружения в бухте Узкая. Сначала под воду идут самые подготовленные ребята, и пока инструкторы помогают своим подопечным надеть снаряжение, остальные толпятся неподалеку – кто-то – пересмеиваясь, кто-то в нерешительности, но все переполненные гордостью под удивленными взглядами отдыхающих. Ребята стремятся всячески показать свою причастность к происходящему – то наперегонки несутся в лагерь за забытой ластой, то, сосредоточенно сопя, надевают груза на грузовой пояс. Когда первые счастливчики возвращаются после погружения на берег и, отфыркиваясь от воды и еще не успев снять тяжелый баллон, начинают взахлеб делиться впечатлениями, сомнения рассеиваются даже у самых робких ребят. Теперь все с нетерпением ждут своей очереди и хотят скорее посмотреть – как же там, под водой. В день первого погружения обмен впечатления продолжается заполночь – в лагере не утихает восторженное перешептывание между палатками.

Конечно же после обучающих погружений, когда стало понятно, что ребята уже освоились под водой и научились выполнять основные упражнения, были еще погружения на рэки «Буг», «Санта-Фе», «Охотник» и на подводный музей Атлеша – каждое произвело на ребят огромное впечатление.

Проект «Покажи ребенку подводный мир»: о лете прошедшем и лете будущем

А кроме рекреационных погружений, ребятам очень понравилось помогать археологам на подводно-археологических работах, изучая курсы «Подводная археология», «Океанология» и «Подводная биология», адаптированные даже для самых маленьких исследователей морских глубин. Для ребят это стало совершенно новым опытом – приобщением к миру взрослой науки.

Перед археологами стояла задача обследовать береговую черту бухты и затопленную часть городища, чтобы получить представление о том, как выглядела гавань в античную эпоху. Ребята принимали в этом посильное участие – помогали готовить снаряжение, погружались с инструкторами на особенно интересные места бухты, – туда, где проходит древняя терраса или причудливая гряда. Настоящим праздником для ребят стал спуск на воду зодиака с гидролокационным обрудованием для исследования дна бухты. Еще на берегу оказалось, что сравнительно небольшое пространство лодки может вместить огромное количество детей – от взрослых до самых маленьких. А при спуске толпа голосящих ребятишек на берегу под руководством студентов исполняли импровозированное «Прощание славянки». Самые маленькие даже совершили вместе с исследователями небольшие разведывательные рейды. А после того, как археологи вернулись на берег с результатами, часть ребят увлеченно училась высчитывать координаты объектов и наносить их на карту береговой линии.

Проект «Покажи ребенку подводный мир»: о лете прошедшем и лете будущем

Особенно запомнилось ребятам поднятие старинного якоря, найденного недалеко от побережья – ведь они принимали участие в настоящей операции по подъему подводного объекта. Погрузившись вместе с инструктором неподалеку, дети не отрывая глаз следили за работой подводных археологов, закреплявших к якорю буи, и за самим подъемом. Уже на базе ребята с огромным энтузиазмом очищали якорь от водорослей, и каждый день по очереди опресняли его из шланга. А потом, когда он был законсервирован и сдан в Черноморский музей, неоднократно ходили на него посмотреть и каждый раз поражались контрасту – ведь еще вчера якорь лежал на дне и был неотличим от поросших мидиями камней, а сегодня это музейный экспонат.

На наземном раскопе работа тоже шла во всю. Поначалу некоторые ребята пытались лодырничать, но как изменилось их отношение, когда в одном месте из земли показывалось основание колонны, в другом – гигантская цистерна, прорубленная в скале. А какую радость испытали ребята, когда после раскопок на одном квадрате набралось больше двух ведер древних виноградных улиток!

Проект «Покажи ребенку подводный мир»: о лете прошедшем и лете будущем

Вообще, этот сезон был особенно богат на археологические открытия – как на суше, так и под водой. И за каждое такое открытие маленькие участники экспедиции чувствовали совершенно заслуженную гордость – а как иначе, ведь это результат и их работы!

Так же, как и в предыдущие годы, ребята объездили с экскурсиями пол-Крыма – съездили на Бакальскую Косу, полюбовались скалами Джангуля. А руководитель экспедиции В.А.Кутайсов лично провел ставшую уже традиционной экскурсию в Евпаторию – после осмотра достопримечательностей не обошлось и без визита в Евпаторийский парк аттракционов. Еще маленькие участники экспедиции ездили в гости к соседям – на раскопы Беляус и Кульчук.

Неотъемлемой частью культурной программы в экспедиции стали и еженедельные капустники, для которых ребята сами придумывали сценки, песенки, мастерили костюмы. А еще, затаив дыхание, слушали у костра страшилки, которые рассказывали им студенты, приезжающие в экспедицию не первый год, – о найденных на раскопе скелетах и о привидениях, бродящих за дальними курганами.

Проект «Покажи ребенку подводный мир»: о лете прошедшем и лете будущем

Вообще, между студентами, приехавшими на практику, и детьми сложились очень теплые отношения, которые продолжаются и после окончания экспедиционного сезона. Такая взаимная симпатия особенно ценна, потому что детям, растущим в детском доме, именно живое и непосредственное общение со сверстниками и старшими наставниками помогает раскрыться. А когда это общение происходит на фоне общих занятий – да каких интересных! – ребята меняются буквально на глазах. Поначалу резковатых и замкнутых детей в конце сезона буквально не узнать – они начинают более внимательно относиться друг к другу, чувствовать ответственность за товарища, начинают иначе смотреть на мир и свое место в нем. Трогательно наблюдать, как старшие ребята начинают помогать маленьким на раскопе и на погружении: надевают на прытких малышей снаряжение, придерживают их на входе в воду, подбадривают тех, кто немного робеет. И постепенно такие отношения становятся для детей нормой.

Проект «Покажи ребенку подводный мир»: о лете прошедшем и лете будущем

Очень приятно видеть реальные результаты работы – то, что некоторые ребята в дальнейшем поступают в ВУЗы и выбирают для себя научную стезю, да и просто – детские заинтересованные лица. За годы своего существования проект «Покажи ребенку подводный мир» изменился очень сильно. Поначалу было сложно – работали, что называется, на одном энтузиазме, потом постепенно к нам присоединились инструкторы, появилась возможность привозить в экспедицию больше детей, на помощь пришла компания Aqua Lung, снабдившая нас снаряжением для ребят, и очень приятно, что программу подхватили и в других городах. Еще очень многое предстоит сделать, но мы сами, как и ребята из детских домов, находимся в предвкушении нового лета, сулящего множество открытий на суше и под водой.

Автор статьи: Дмитрий Поспелов

Узнать о ходе реализации проекта и присоединиться к нему вы можете на форуме Тетис.

Другие статьи рубрики: Репортажи и интервью