На дворе – первый месяц весны, и хотя до лета еще далеко, для участников программы «Покажи ребенку подводный мир» началась самая что ни на есть горячая пора. Набирает обороты подготовка к новому летнему сезону, чтобы детдомовские ребята снова поехали на Черноморское побережье, приняли участие в настоящей археологической экспедиции и познакомились с миром дайвинга.
Идея создать проект «Покажи ребенку подводный мир» родилась 7 лет назад, когда мы организовали первые погружения для детей из детских домов, которые в тот год приехали к нам в экспедицию. С тех пор ежегодно ребята, участвующие в программе, проводят два летних месяца в Молодежном археологическом лагере на базе Западно-Крымской археологической экспедиции, где вместе со студентами из разных городов принимают участие в раскопках античного города Калос-Лимен и учатся дайвингу, с восторгом осваивая черноморские глубины.
Пока ребята с нетерпением ждут будущего лета и строят планы, приятно вспомнить прошедший сезон, который стал для 100 воспитанников детских домов временем удивительных открытий.
Сначала, как и в предыдущие годы, – кутерьма первых экспедиционных дней, обустройство палаточного лагеря, торжественная церемония открытия и поднятие флага. Ребята осваиваются, знакомятся друг с другом, привыкают к распорядку. О дайвинге пока никто не вспоминает – столько всего нужно сделать: распаковать вещи, постараться тайком улизнуть на море купаться (нелегальная вылазка с треском проваливается), разведать, где находится центр лагерной жизни – полевая кухня, изучить и облазить каждый каменный блок на раскопе и тщательно обтрясти все абрикосовые деревья.
Через несколько дней, когда ребетячий рой постепенно утихомиривается – лагерь и раскоп уже изучены, а пляжи исхожены вдоль и поперек – ребята вспоминают: «Ой, нам же еще обещали акваланги! Когда погружения? Скоро?» Нетерпение быстро нарастает –мимо домика, в котором хранится снаряжение, все чаще туда-сюда (конечно же «просто проходя мимо»), курсируют стайки детей, которые усиленно вытягивают шеи, чтобы заглянуть внутрь. А потом вот оно – долгожданная первая обучающая лекция и демонстрация снаряжения, так похожего на обмундирование какого-то инопланетного супермена. Ажиотаж, вызванный примеркой снаряжения, трудно описать – от разнообразия ласт, масок и гидрокостюмов ребята приходят в неописуемый восторг. А вот BCD и регуляторы поначалу кажутся малышне очень подозрительными – как тут разобраться с таким количеством ремешков, шлангов и прочих штуковин. Поэтому во время примерки они просто смиренно ждут, пока инструкторы «упакуют» их как положено. А вот ребята постарше, хоть глаза и блестят, подбирают снаряжение степенно и с видом знатоков – ну не уподобляться же малышне, в самом деле!
Вскоре наступает знаменательный день – первые настоящие погружения в бухте Узкая. Сначала под воду идут самые подготовленные ребята, и пока инструкторы помогают своим подопечным надеть снаряжение, остальные толпятся неподалеку – кто-то – пересмеиваясь, кто-то в нерешительности, но все переполненные гордостью под удивленными взглядами отдыхающих. Ребята стремятся всячески показать свою причастность к происходящему – то наперегонки несутся в лагерь за забытой ластой, то, сосредоточенно сопя, надевают груза на грузовой пояс. Когда первые счастливчики возвращаются после погружения на берег и, отфыркиваясь от воды и еще не успев снять тяжелый баллон, начинают взахлеб делиться впечатлениями, сомнения рассеиваются даже у самых робких ребят. Теперь все с нетерпением ждут своей очереди и хотят скорее посмотреть – как же там, под водой. В день первого погружения обмен впечатления продолжается заполночь – в лагере не утихает восторженное перешептывание между палатками.
Конечно же после обучающих погружений, когда стало понятно, что ребята уже освоились под водой и научились выполнять основные упражнения, были еще погружения на рэки «Буг», «Санта-Фе», «Охотник» и на подводный музей Атлеша – каждое произвело на ребят огромное впечатление.
А кроме рекреационных погружений, ребятам очень понравилось помогать археологам на подводно-археологических работах, изучая курсы «Подводная археология», «Океанология» и «Подводная биология», адаптированные даже для самых маленьких исследователей морских глубин. Для ребят это стало совершенно новым опытом – приобщением к миру взрослой науки.
Перед археологами стояла задача обследовать береговую черту бухты и затопленную часть городища, чтобы получить представление о том, как выглядела гавань в античную эпоху. Ребята принимали в этом посильное участие – помогали готовить снаряжение, погружались с инструкторами на особенно интересные места бухты, – туда, где проходит древняя терраса или причудливая гряда. Настоящим праздником для ребят стал спуск на воду зодиака с гидролокационным обрудованием для исследования дна бухты. Еще на берегу оказалось, что сравнительно небольшое пространство лодки может вместить огромное количество детей – от взрослых до самых маленьких. А при спуске толпа голосящих ребятишек на берегу под руководством студентов исполняли импровозированное «Прощание славянки». Самые маленькие даже совершили вместе с исследователями небольшие разведывательные рейды. А после того, как археологи вернулись на берег с результатами, часть ребят увлеченно училась высчитывать координаты объектов и наносить их на карту береговой линии.
Особенно запомнилось ребятам поднятие старинного якоря, найденного недалеко от побережья – ведь они принимали участие в настоящей операции по подъему подводного объекта. Погрузившись вместе с инструктором неподалеку, дети не отрывая глаз следили за работой подводных археологов, закреплявших к якорю буи, и за самим подъемом. Уже на базе ребята с огромным энтузиазмом очищали якорь от водорослей, и каждый день по очереди опресняли его из шланга. А потом, когда он был законсервирован и сдан в Черноморский музей, неоднократно ходили на него посмотреть и каждый раз поражались контрасту – ведь еще вчера якорь лежал на дне и был неотличим от поросших мидиями камней, а сегодня это музейный экспонат.
На наземном раскопе работа тоже шла во всю. Поначалу некоторые ребята пытались лодырничать, но как изменилось их отношение, когда в одном месте из земли показывалось основание колонны, в другом – гигантская цистерна, прорубленная в скале. А какую радость испытали ребята, когда после раскопок на одном квадрате набралось больше двух ведер древних виноградных улиток!
Вообще, этот сезон был особенно богат на археологические открытия – как на суше, так и под водой. И за каждое такое открытие маленькие участники экспедиции чувствовали совершенно заслуженную гордость – а как иначе, ведь это результат и их работы!
Так же, как и в предыдущие годы, ребята объездили с экскурсиями пол-Крыма – съездили на Бакальскую Косу, полюбовались скалами Джангуля. А руководитель экспедиции В.А.Кутайсов лично провел ставшую уже традиционной экскурсию в Евпаторию – после осмотра достопримечательностей не обошлось и без визита в Евпаторийский парк аттракционов. Еще маленькие участники экспедиции ездили в гости к соседям – на раскопы Беляус и Кульчук.
Неотъемлемой частью культурной программы в экспедиции стали и еженедельные капустники, для которых ребята сами придумывали сценки, песенки, мастерили костюмы. А еще, затаив дыхание, слушали у костра страшилки, которые рассказывали им студенты, приезжающие в экспедицию не первый год, – о найденных на раскопе скелетах и о привидениях, бродящих за дальними курганами.
Вообще, между студентами, приехавшими на практику, и детьми сложились очень теплые отношения, которые продолжаются и после окончания экспедиционного сезона. Такая взаимная симпатия особенно ценна, потому что детям, растущим в детском доме, именно живое и непосредственное общение со сверстниками и старшими наставниками помогает раскрыться. А когда это общение происходит на фоне общих занятий – да каких интересных! – ребята меняются буквально на глазах. Поначалу резковатых и замкнутых детей в конце сезона буквально не узнать – они начинают более внимательно относиться друг к другу, чувствовать ответственность за товарища, начинают иначе смотреть на мир и свое место в нем. Трогательно наблюдать, как старшие ребята начинают помогать маленьким на раскопе и на погружении: надевают на прытких малышей снаряжение, придерживают их на входе в воду, подбадривают тех, кто немного робеет. И постепенно такие отношения становятся для детей нормой.
Очень приятно видеть реальные результаты работы – то, что некоторые ребята в дальнейшем поступают в ВУЗы и выбирают для себя научную стезю, да и просто – детские заинтересованные лица. За годы своего существования проект «Покажи ребенку подводный мир» изменился очень сильно. Поначалу было сложно – работали, что называется, на одном энтузиазме, потом постепенно к нам присоединились инструкторы, появилась возможность привозить в экспедицию больше детей, на помощь пришла компания Aqua Lung, снабдившая нас снаряжением для ребят, и очень приятно, что программу подхватили и в других городах. Еще очень многое предстоит сделать, но мы сами, как и ребята из детских домов, находимся в предвкушении нового лета, сулящего множество открытий на суше и под водой.
Автор статьи: Дмитрий Поспелов
Узнать о ходе реализации проекта и присоединиться к нему вы можете на форуме Тетис.
Другие статьи рубрики: Репортажи и интервью
19 сентября 2024 Дайверы идут «Дорогами боевой славы»
13 апреля 2023 200 000 погружений на съемках «Аватара 2» (часть 2)
14 марта 2023 200 000 погружений на съемках «Аватара 2» (часть 1)
01 октября 2020 Дайвинг для глухонемых - так ли это сложно
14 февраля 2020 Смелым покоряются моря – и арка в Дахабе
13 ноября 2019 Самые экстремальные профессии в дайвинге
11 сентября 2019 Подводный неизвестный Кавказ 2019
© Copyright 1998-2024 Подводный портал Тетис