Текст и фото: Шарон Рейнис (Sharon Rainis)
Итак, в начале июня на Кипре состоялся Международный чемпионат по подводной фотографии «Афродита». Сегодня мы представляем вам подробный отчет о том, как проходили соревнования. Это, так сказать, взгляд изнутри. Автор отчета – непосредственная участница чемпионата. Более того – ее работа заняла первое место в номинации «Мода и обнаженная натура».
2 июня 2009 года
Утро вторника, первый день, когда участники начинают подавать заявки на участие в соревновании. Все очень взволнованы, так как мы все встретились на ботах, перед камерами и фотографами. Всем нам известно, что есть всего 3 дня, в течение которых должны быть сделаны фотографии-победители, и фотографы уже начали выискивать, есть ли еще впечатляющие уголки на «Зенобии», которые пока не были открыты их коллегами.
Хотя воды вокруг «Зенобии» известны своей прозрачностью, видимость в течение последних двух дней была не из лучших. Обычно видимость составляет приблизительно 50 метров, что более чем достаточно для съемок мест крушений с широкоугольным объективом. Однако в эти дни по разным причинам видимость ухудшалась примерно до 7-10 метров, что оказывало большое влияние на наши композиции. Те, кто планировал свои снимки заранее, представляя панорамный вид, охватывающий 172 метра места крушения, вскоре ловил себя на мысли о том, что фотографирование колеса грузовика, в конце концов, не такая уж и плохая идея. Так или иначе, принимая во внимание тот факт, что почти все фотографы делают снимки одного и того же места погружения, плохая видимость не только является серьезным препятствием, но и, конечно же, добавляет изюминку. В конце соревнования судьи увидят столько фотографий «Зенобии», что среди них обязательно найдется та самая, действительно творческая (созданию которой также очень поспособствовала удача), выделяющаяся из числа других.
Тот факт, что на протяжении всех дней мероприятия все участники проводят время вместе на боте, создает замечательную атмосферу. Думаю, можно сказать, что постепенно возникают тесные дружеские отношения, и те, кто считал, что смогут скрыть свои фотографии от других фотографов, вскоре обнаруживают, что открыто обсуждают свои идеи с коллегами. Конечно же, «счастливые часы» на боте, на протяжении которых каждый получает бесплатное пиво и проводит некоторое время на палубе на солнце, играют важную роль в этом процессе.
Каждый, кто провел на боте более 5 минут, не мог не заметить Джейми Бёрнса (Jaime Burns), знатока огромного количества потрясающих, захватывающих и удивительных историй о погружениях (и обладателя одной из самых крутых футболок, которые я когда-либо видела). Джейми – видео-оператор и фотограф, он хочет представить свое видео в категории Cyprus Video Clip (видеоклипы с Кипра), а также сделать несколько хороших снимков и историй для своей новой программы «Diving Diaries» (Дневники погружений), освещающей все аспекты дайв-сайта, включая дайв-центр, людей, оборудование и обслуживание. Это было первое погружение Джейми в Средиземном море, и он был немного разочарован видимостью на месте крушения «Зенобии», но, я уверена, благодаря его позитивному подходу и его безграничной энергии, он очень быстро преодолеет это разочарование. Когда я спросила Джейми, планировал ли он видео, которое собирается представить на соревновании, он сказал: «Когда вы строите планы, ничего не происходит. А вот когда никаких планов нет и в помине, в вашем видоискателе неожиданно появляется тигровая акула». В общем, я приняла этот ответ за «нет» и начала ждать тигровую акулу. Джейми говорит, что если он победит, то для него это будет означать то, что его победа не более чем просто удача. Я полагаю, что хоть Джейми, по-видимому, очень опытный подводный фотограф, он все равно отдает должное своим коллегам.
Идет подготовка к следующему напряженному дню погружений, вечером все фотографы рано отправляются спать. В конце концов, три дня погружений к обломкам кораблекрушения, лежащим на глубине 42 метра, несомненно, требуют хорошего отдыха не столько для хорошего самочувствия, сколько из соображений безопасности.
3 июня 2009 года
После двух дней погружений к «Зенобии» – месту, которое считается довольно глубоким для дайвинга (17-42 метра) – некоторые ожидали, что сегодня дайверы немного сбавят темп, но это был не тот случай. Твердо решившие достичь поставленных целей, подводные фотографы использовали любую возможностью вернуться в воду, чтобы повысить шанс того, что на карте памяти их фотокамеры появится фотография-победитель. Естественно, подвешенный на 5 метрах под дном бота баллон все больше и больше пользовался популярностью, так как хорошая остановка безопасности в конце погружения приобретала еще большее значение, чем прежде.
Даже когда вы просто наблюдаете за приготовлениями дайверов на лодке, вы с легкостью сможете сказать, в какой категории участвует тот или иной фотограф. Огромные подводные видеокамеры лежат по всей лодке, представляя категорию «Подводные видеоклипы Кипра». Причудливо одетые привлекательные женщины (или совершенно неодетые…), работающие над своим макияжем, являются участницами категории «Мода и обнаженная натура». А сделанные вручную фанерные транспаранты с заголовками об экологических проблемах представляют категорию «Рекламная кампания по охране окружающей среды».
Один из участников в категории «Рекламная кампания по охране окружающей среды» - Ронни Фогельман (Ronny Fogelman) из Израиля. Вооруженный очень оригинальной идеей, Ронни приехал на это соревнование специально для участия в данной категории и посвятил все свои погружения созданию 5 подводных фотографий, которые вместе и составят серию. Ронни считает, что агитационная кампания, разъясняющая, как дайверы и любители моря могут помочь решению экологических проблем подводного мира, будет более эффективной, чем обыкновенные сцены общего загрязнения морей и океанов, которые обычно составляют подавляющее большинство в данных категориях. Он организовал акцию протеста под водой с участием дайверов, держащих заранее заготовленные фанерные таблички. На каждой из фотографий в его серии изображены разные композиции, на которых по-разному расположены дайверы и таблички. Ронни очень доволен такими быстрыми результатами и уверен, что его творческая кампания даст неплохие результаты как на конкурсе, так и вне его.
4 июня 2009 года
Это завершающий день соревнования, когда все участники должны сделать свои финальные снимки. Некоторые из фотографов, которые уже были довольны своими снимками «Зенобии» и теперь искали разнообразных подводных обитателей, решили не садиться на бот и вместо этого направились к другим местам погружения вокруг Ларнаки. Остальным предстоял еще один напряженный день глубоких погружений к месту крушения «Зенобии».
Поскольку Зенобия является одной из основных категорий в данном соревновании, она была основной темой большинства фотографов, включая тех, кто участвовал в категории «Подводные видеоклипы Кипра» (Cyprus Underwater Video Clip). Эдвард Сниждерс (Edward Snijders) из Нидерландов, например, подготовил видеоклип под названием «Woman of Cyprus» (Женщина Кипра), конечно же, относящийся к месту крушения «Зенобии». Он нашел в справочнике историю происхождения названия «Зенобии» и узнал, что это имя королевы Пальмирской империи, завоевавшей Египет в III веке. Его видеофильм – о прекрасной «Королеве Зенобии». Все было заранее спланировано в деталях, включая независимое создание саундтрека, запись голоса и подготовку сюжетной линии. Эдвард рассказал нам, что он посетил место крушения «Зенобии» в 1989 году и испытывал большое волнение, вернувшись сюда 20 лет спустя. Тогда, говорит он, на месте крушения было значительно меньше морских обитателей, но он помнит как в 1989 году грузовики, которые сейчас лежат на дне около обломков судна, находились еще на палубе. Создание видеоклипа, рассказывающего историю «Зенобии» – прекрасный итог 20-летнего знакомства!
Так как сегодня последняя возможность сделать фотографии, которые могут быть представлены на суд жюри, дайв-бот днем не вернулся в порт, как это обычно бывало. Фотографы, решительно настроенные добиться совершенства в своих работах, настояли на двух дополнительных погружениях. Итак, уставшие, но счастливые, к вечеру мы все вернулись на берег.
Позже той же ночью, все, кто имел отношение к чемпионату, включая участников, судей, спонсоров и представителей властей города Ларнака – все отправились на банкет в превосходный ресторан, в котором готовят национальные блюда Кипра. Так как напитки были, в том числе, и алкогольными, многие из нас вернулись в отель в состоянии, которое ясно свидетельствовало: ЗАВТРА НИКАКОГО ДАЙВИНГА!
Сейчас все фотографы пересматривают свои фотографии и видео, делая окончательный выбор той работы, которую они представят на конкурс. Это были три очень напряженных дня подводной фотосъемки, и множество карт памяти будет обработано в течение этой длинной, решающей ночи. Завтра все фотографы наконец-то представят свои работы и те, кто проделал хорошую работу и принял правильные решения, запишут CD ценой в несколько тысяч евро…
5 июня 2009 года
Этим утром все участники должны представить на суд жюри свои окончательные работы. Хотя фотографы были абсолютно уверены, что уже выполнили самую сложную часть чемпионата – погружения, фотосъемку и редактирование видеоклипов – этим утром все поняли, что принятие окончательного (и позвольте добавить – судьбоносного) решения – возможно, самое сложное задание из всех. На самом деле, большинство фотографов начали обдумывать свое решение еще прошлой ночью, после того как вернулись с банкета и начали просматривать свои работы на большом экране. Думаю, многие из нас надеялись, что утром, как следует выспавшись, выбрать окончательную фотографию будет намного проще, но почему-то почти все этим утром проснулись в еще большем замешательстве, чем прежде. Нелегко принять решение, когда цена победы так велика.
Поскольку среди участников чемпионата установилась столь позитивная и дружеская атмосфера, большинство из них решили не принимать решение самостоятельно, и поэтому почти у каждого экрана в компьютерном зале собралась группа участников, которые помогали своим коллегам выбрать лучшую фотографию. В конце концов, куда проще, если под рукой есть кто-то, кого можно обвинить, если что-нибудь пойдет не так…
Посмотрев сегодня такое большое количество фотографий и видеоклипов, я могу с уверенностью утверждать, что судьям также предстоит нелегкий выбор. Изначально я предполагала, что, так как паром «Зенобия» был главной темой большинства категорий на чемпионате, судьям придется просмотреть большое количество очень похожих друг на друга фотографий. Но теперь, увидев многие из фотографий и видеофильмов, я удивилась тому, как одно и тоже место может быть сфотографировано со стольких ракурсов, с использованием стольких приемов и созданием стольких композиций. Из-за столь большого разнообразия фотографий с трудом заставляешь себя поверить в то, что все мы были здесь в одно и то же время, в одном и том же месте и фотографировали один и тот же объект, даже несмотря на его огромный размер. Нет никаких сомнений в том, что сегодня судьям придется принимать нелегкие решения, так как похоже, что многие из представленных на конкурс фотографий отличаются не только высоким качеством, но также уникальностью и творческим подходом.
Что касается фотографов, то после того, как они завершили свою часть работы по редактированию видеоклипов, отбору лучших фотографий и предоставлению их на конкурс, они наконец-то получили возможность немного прогуляться, осматривая город – пляжи, рестораны, бары и достопримечательности. Поскольку на этой неделе в Ларнаке проходит «Фестиваль моря» (Sea Festival), город буквально до отказа заполнен гостями, фейерверками, музыкой, хорошей едой, зрелищами и развлечениями.
Завтра нам предстоит насыщенный день с церемонией награждения победителей и вручением наград авторам самых удачных работ. Что-то мне подсказывает, что многим из нас сегодня будет очень нелегко уснуть…
6 июня 2009 года – церемония награждения победителей
Всю субботу мы ждали церемонии награждения, и это было совсем не просто. Участники чемпионата просто притворялись, что хорошо проводят время, гуляя по магазинам, валяясь на пляже, отдыхая, пока один из фотографов наконец-то не сознался: «Это только мне кажется или этот день и правда длится ВЕЧНО??».
Между нами говоря, несмотря на красоту пляжей и улиц Ларнаки, «вечно» – это еще было мягко сказано.
Наконец-то наступил вечер, и началась церемония. Она проходила в центре города, который был полон гостей, приехавших на «Фестиваль моря». Поэтому, помимо участников чемпионата, многие прохожие тоже останавливались, чтобы понаблюдать за церемонией, создавая огромную толпу, что придавало вечеру ощущение большей важности. Все были нарядно одеты, надеясь на то, что у них будет возможность подняться на сцену и дополнить свой облик симпатичным огромных размеров чеком и сияющей улыбкой.
К дружеской атмосфере, возникшей среди фотографов на протяжении всей недели чемпионата, прибавились и большие надежды. Мы не только надеялись, что победим сами, но также держали скрещенные пальцы за наших коллег, с которыми у нас сложились такие хорошие отношения за эту неделю. Первым победителем был назван Стефан Хорват (Stephan Horvath) из Германии, завоевавший первый приз в любительской категории. Как один из тех, кто участвовал в целом ряде соревнований по подводной фотосъемке, я должна признать, что опубликованные фотографии в категории «Любители» в этот раз были выдающимися и, возможно, могли бы рассматриваться как идеальные снимки в профессиональной категории на других соревнованиях. Поэтому, когда Тобиас Фридрих (Tobias Friedrich) из Германии вышел на сцену, чтобы забрать второй приз в категории «Любители», он был немного разочарован, так как его фотография была просто великолепна. Так или иначе, это был первое участие Тобиаса в соревновании по подводной фотосъемке, и он с первой попытки смог увезти домой приз, что является вершиной, которую многим из нас (кхм-кхм) никогда не покорить. Третье место занял Параскевас Василиу (Paraskevas Vasiliou) с Кипра под одобрительные крики местных жителей.
Во второй категории, «5 лучших фотографий «Зенобии», победителем был объявлен Патрик Ньюман (Patrick Neumann) из Германии. Здесь я хотела бы заметить, что утром ранее, когда Патрик выбирал фотографии, которые он подаст на участие в конкурсе, он все еще находился под некоторым действием алкоголя, которым ночью ранее фотографы праздновали окончание своих погружений. За мгновение до того, как он записал на диск отобранные им фотографии и представил их жюри, несколько его коллег, включая меня, попросили взглянуть на его работу. Первые три фотографии были великолепны, но, пролистывая их, мы обнаружили, что на двух фотографиях из тех, которые он выбрал, изображен манометр пустого баллона. Удивленные его странным решением, мы посчитали, что у него нет более хороших фотографий для конкурса, и поэтому согласились на эти две. Однако Патрик пролистал остальные свои фотографии, только чтобы убедиться, что нет фотографий лучше, чем его прекрасные снимки манометра, и мы увидели, что остальные его фотографии ВОСХИТИТЕЛЬНЫ во всем, и что Патрик просто слишком пьян, чтобы принять такое важное решение прямо сейчас. Я могу добавить только то, что выбрать 5 фотографий-победителей из его огромной коллекции было невероятно просто, и он по праву заслужил приз.
Далее была категория «Лучший единичный снимок «Зенобии», которая также носила второе название «Жизнь на «Зенобии». Хоть многие из нас интерпретировали это название, как хороший кадр с изображением рыбки или коралла на «Зенобии», у Паулы Файферман (Paula Faiferman) из Аргентины – победительницы в данной категории – были совсем другие идеи на этот счёт. Она сделала замечательный снимок, на котором можно увидеть силуэт дайвера, сидящего на спасательной шлюпке «Зенобии» так, будто он собирался выпрыгнуть из неё. Это изображение впечатляло не только техникой фотосъемки, но и также самой идеей: на протяжении прошедших 29 лет ни один человек не был частью жизни на «Зенобии», а Пауле всё же удалось найти способ сохранить навсегда его пребывание на этом месте крушения.
Затем мы перешли к «Рекламной кампании по охране окружающей среды», в которой главный приз получил Ронни Фогельман (Ronny Fogelman) из Израиля. Или вероятно, мне следовало бы сказать: «Наконец-то получил главный приз…». За последние несколько лет я посетила много конкурсов, в которых участвовал Ронни, и одно время мне начало казаться, что его преследует рок, становясь у него на пути к победе. Был ли это сбой в работе оборудования, задержка рейса или нехватка воздуха в баллоне, Ронни всегда оказывался очень близок к победе (конечно, это никогда не мешало ему прибыть к началу каждого соревнования и громко выкрикнуть: «Ну, ребята, теперь вы можете уйти, так как здесь я, готовый взять приз!! Не тратьте своё время зря!»). На этот раз Ронни все-таки взял свой главный приз благодаря прекрасной подводной демонстрации против нарушения правил охраны окружающей среды. Хоть его работа была достойной, Ронни был всё же удивлен, когда его объявили победителем, и, получив награду и уйдя со сцены, он проплакал целых 30 минут. Мечта стала реальностью!!
В категории видеоклипов первое место разделили два победителя, так как было сложно решить, чьё видео лучше: Эдди Рейсса (Addie Reiss) из Израиля или Эдварда Сниждерса (Edward Snijders) из Нидерландов. Эдди создал захватывающий фильм с увлекательным сценарием и большим количеством кинооператорских приемов. С другой стороны, видео Эдварда состояло из большего количества элементов рекламы, и было более привлекательным с точки зрения маркетинговой кампании, которая была частью задания, определенного в этой категории заранее. И поэтому два талантливых видеооператора разделили приз между собой, тем самым увеличив итоговое число победителей в данном чемпионате.
Последней категорией, в которой приняла участие и я, была «Мода и обнаженная натура». Здесь не место для истории обо мне, но, если вкратце, то за месяц до этого соревнования я узнала, что Анатолий Белощин из России – уважаемый профессиональный фотограф в сфере подводной моды – собирается также посетить этот чемпионат, и именно это неожиданное открытие свело мои надежды на выигрыш к нулю. Хотя мы с моей моделью Хагар Кохен (Hagar Cohen) решили, что на этот раз мы здесь, чтобы победить, а не просто получить полезный опыт (как мы для себя определяли свое участие в прошлых соревнованиях), и хотя мы обе очень усердно работали не только на протяжении всех дней соревнования, но и целый месяц до его начала, я боялась надеяться на приз, восхищаясь работами Анатолия. Момент, когда было объявлено моё имя, как победителя в данной категории, я запомню на всю жизнь. Когда я взяла за руку мою модель Хагар, и мы вместе поднялись на сцену, я забыла об обещании, которое дала самой себе, и не сдержала слез.
После церемонии, все мы – судьи, продюсеры, фотографы, проигравшие и победившие – отправились праздновать. Не имеет значения, выиграли вы в этом чемпионате, проиграли или просто пришли, как зритель – эта отличная неделя, которую мы провели вместе, стала хорошим поводом поднять бокалы и провозгласить тост (или пятнадцать тостов…), чтобы отметить это прекрасное событие, надеясь на встречу в следующем году на том же самом месте, в то же самое время – на 30-ом дне рождении «Зенобии»!
Увидеть работы победителей и номинантов вы можете на официальном сайте чемпионата «Афродита».