В феврале этого года в рамках фестиваля «Золотой дельфин» состоялось традиционное подведение итогов «Конкурса журнала DiveTek». Лауреатам конкурса вручались ценные призы, предоставленные крупнейшими производителями и дистрибьюторами снаряжения для дайвинга. Церемонию награждения вели Яна Чурикова и Сева Кущинский.
Этот проект был задуман как конкурс осуществленных технических погружений, сравнительный анализ подходов, методик и путей их реализации в техническом дайвинге. Но ни в коем случае не как соревнование глубин и дальности прохождений. Именно поэтому в конкурсе журнала нет победителей – есть только лауреаты, отважные люди, подготовившие и совершившие выдающиеся погружения.
На этот раз призы лауреатам «Конкурса журнала DiveTek» вручались уже в третий раз. За этот, в сущности, очень маленький срок, технический дайвинг в нашей стране проделал огромный путь. Это хорошо видно по уровню погружений, отобранных для публикации в минувшем году. Дайвы стали сложнее, глубже и уже вплотную приближаются к мировым рекордам. Организаторы конкурса стремятся к тому, чтобы он служил идее развития технического дайвинга в России, ведь в этом виде спорта, как ни в каком другом, опыт означает безопасность. Давайте погружаться безопасно, ориентируясь на опыт лауреатов!
В 2007 году героями «Конкурса журнала DiveTek» стали Геннадий Фурсов и Дмитрий Подольский, совершившие 1 декабря 2007 года самое глубокое в России погружение (202 метра) на затонувший корабль «Иоланда» (подробнее см. журнал «DiveTek» № 1|27|2008).
Призы – два регулятора Aqua Lung Mistral – вручал Антон Ноздрин, начальник отдела маркетинга компании «Тетис». (Фото: Григорий Кеворков).
Вот как рассказывает об этом погружении сам Геннадий Фурсов:
– Партнером, поддержавшим идею погружения на «Иоланду», стал Дмитрий Подольский, Advanced Trimix Diver TDI, уже имевший опыт глубоких погружений. Как только о проекте узнали мои товарищи, с которыми мы регулярно ныряем в Шарме и Крыму, образовалась команда поддержки – Женя Гасишвили, Володя Петров, Саша Кузьменко, Дима Шутченко. А перед самым началом проекта к ним присоединилась Оксана Истратова. Так и сложилась наша Dream Team.
Начало проекта назначили на 1 декабря 2007 года. На первые три дня были намечены тренировочные и адаптационные погружения, на 4 декабря – 170-метровый дайв к носу «Иоланды», потом день отдыха и, наконец, 6 декабря - самое глубокое погружение к корме.
1 декабря
Донная смесь – воздух.
Планируемая глубина – 70 метров.
Декомпрессионные газы – EANx50 и кислород.
Моя конфигурация снаряжения: 20-литровая спарка + два 15-литровых стэйджа + два 12-литровых стэйджа, закрепленные по два справа и слева. Для поддува сухого костюма использовался 3-литровый баллон с воздухом, закрепленный на спарке. Основные регуляторы на спарке – Apeks ATX 100. Регуляторы на стэйджах – Aqualung Legend, Titan, Calipso.
Конфигурация Подольского: 20-литровая спарка + два 15-литровых стэйджа, закрепленные по бокам спарки + от двух до четырех 10- либо 12-литровых стэйджа с боковой развеской, мокрый костюм, основные регуляторы – Apeks XTX 100, регуляторы на декостэйджах – Aqualung Calipso. Конфигурация оставалась неизменной на всех погружениях серии, избыточное количество баллонов бралось исключительно с целью тренировки.
В первый день мы вошли в воду несколько дальше от рифа, чем было необходимо, что оказалось даже полезным – вышел отличный тренировочный дайв в абсолютно голубой воде. Тест на устойчивость к азотному наркозу, моральную подготовку к погружению без видимых ориентиров и манипуляцию с большим количеством снаряжения был пройден успешно. Также отработали вход в воду суппортов.
2 декабря
Донная смесь – Тх 12/50.
Ран газ – Тх 20/30.
Деко газы – EANx50 + О2.
Планируемая глубина – 100 метров. На этой глубине лежат разбитые контейнеры с «Иоланды», фрагмент трубы и поперечной п-образной балки, на которую, как правило, крепятся корабельные локаторы и т.п. Интересный дайв уровня Advanced Trimix. Погружение прошло штатно.
3 декабря
Донная смесь – Тх 10/60.
Ран газ – Тх 20/30.
Деко газы – EANx50 + О2.
Планируемая глубина – 130 метров.
Заход в воду происходит в той же точке, что и в предыдущий день, хотя надо бы несколько мористей. В результате хорошенько работаем ластами на глубине, уходя вниз вдоль полого спускающейся стенки рифа. Достигнув 130 метров, останавливаемся, осматриваемся. Фрагментов корабля на этой глубине нет, видна кромка рифа, за которой и лежит «Иоланда». Время на дне – 5 минут, идем к рифовому плато на декомпрессию.
4 декабря
Донная смесь – Тх 8/70.
Ран газ – Тх 12/55 и Тх 20/30.
Деко газы – EANx50, EANx70 и O2.
Планируемая глубина – 170 метров.
Для того чтобы быстро дойти до рэка, не расходуя излишне газ и не набирая бескрайних деко-обязательств, решаем пользоваться ходовиком. Но его еще надо сделать. Использовали бетонный бордюрный блок с отверстием посередине – привязали к нему 200 метров нейлоновой веревки с пустой пластиковой канистрой на конце и, выйдя на точку по известным координатам GPS, столкнули его в воду. Это и стало нашей путеводной нитью: кусок бетона на дне и пластиковая канистра на поверхности. Решаем брать практически весь газ с собой на случай, если нас отнесет от ходовика. Суппорты помогают нам доплыть до буя. Восстанавливаем дыхание, обмениваемся сигналами и начинаем спуск. На 100 метрах притормаживаем и обмениваемся сигналами. Все в порядке, только не видно ни стенки рифа, ни дна – сплошная голубая вода, и к тому же естественное освещение становится все слабее – надвигаются сумерки. Помогают наши 35-ваттные Salvo, но их мощный свет просто растворяется в синеве. На компьютере 144 метра, а ориентиров все нет. Спустившись еще чуть ниже, оборачиваюсь: в свете фонаря вижу стенку рифа и обломки корабля на нем. «Иоланда»! Правда, рэк сильно разрушен. На компьютере 171 метр, мы находимся примерно посередине корпуса, уходящего глубже. В свете фонарей все детали видны довольно отчетливо. Но на этой глубине время особо критично, пора наверх. Подъем и декомпрессия проходят штатно.
Следующий день – выходной. Высыпаемся, к двум часам собираемся в OceanTec, анализируем газы на завтра, собираем снаряжение.
6 декабря. День Х
Донная смесь – Тх 7/70.
Ран газ – Тх 10/60, Тх 16/45 и Тх 25/25.
Деко газы – EANx40, EANx70 и O2.
Планируемая глубина – 210 метров.
Одеваемся и при помощи всей команды заходим в воду. Буй только что был рядом и тут же скрылся из виду. Течение. Плыть самостоятельно во всем снаряжении с восьмью баллонами нереально. Беремся за сброшенную с корабля веревку, плетемся на буксире. Наконец мы у буя. Отдышались. Начинаем с Димой спуск. Доходим до 170 метров. Но наша цель глубже. Освещаем стенку рифа, он имеет кромку, с которой резче уходит вниз, где есть еще один уступ и там уже бездна. До этого крайнего уступа разбросаны фрагменты корабля, не занесенные песком. Раздается громкий хлопок. Глубина – метров 185. Я тут же даю команду наверх, решая, что лопнул манометр. Но манометр цел – это рванул Димин фонарь «Тек Тайт», заявленная глубина которого – 300 метров. Продолжаем спуск. Достигаем 202 метров, время идти вверх. Поднимаемся по плану, с 50 метров вдоль ходовика запускаю сигнальный буй. На 40 метрах подходит Дима Шутченко, сигнализируем, что все в порядке. Дальше – долгие три с лишним часа деки в голубой воде, к концу которой наш же корабль обрезает винтом буй, и полчаса под присмотром Оксаны мы просто дрейфуем в голубой воде над бездной. Ребята обнаруживают нас по желтому бую и сбрасывают трос с грузом на конце и буем на поверхности. Жизнь становится легче.
Этот проект – наш первый, организованный самостоятельно, без старших братьев. Все участники из России и Украины, приехали в Шарм-эль-Шейх специально для участия в нем. Выражаю самую глубокую признательность и благодарность за помощь, участие и чувство локтя: моему напарнику Диме Подольскому (Москва, Россия), персональному суппорту Оксане Истратовой (Москва, Россия), команде поддержки: Жене Гасишвили (С-Петербург, Россия), Саше Кузьменко (Кривой Рог, Украина), Володе Петрову (С-Петербург, Россия), Диме Шутченко (Москва, Россия). Думаю, это не последний наш совместный проект. |
Автор: Геннадий Фурсов
Фото: Александр Кузьменко, Оксана Истратова
По материалам журнала «DiveTek».