Многие случаи гибели дайверов можно было предотвратить… Дайвер должен уметь сводить к минимуму риск пополнить собой печальную статистику. Для этого ему необходимо понимать, какие факторы чаще всего приводят к гибели при погружениях, и как с ними бороться.
Доктор Карл Эдмондс
Практический опыт свидетельствует о том, что все приятные занятия, как правило, незаконны, аморальны, приводят к ожирению или попросту опасны. Рекреационный дайвинг отчасти подчиняется этому универсальному закону, занимая в рейтинге по вероятности инцидента со смертельным исходом место ниже дельтапланеризма и прыжков с парашютом, но выше большинства остальных видов спорта.
Статистика
Статистические данные из США, Великобритании, Канады и Японии схожи - 15-30 смертей в год на каждые 100 000 дайверов, вероятность смертельного исхода в 2-3 случаях на 100 000 погружений. Эти цифры противоречат широко распространенным данным (менее 4 смертей на 100 000 дайверов), которые заставляют нас верить, что дайвинг - один из самых безопасных видов отдыха. На самом деле это не так, и мы должны признать, что риск все-таки существует. Даже поездка на автомобиле до места погружения заключает в себе определенный риск (хотя и гораздо меньший) - вероятность, которую мы обычно хладнокровно игнорируем. В этой статье мы хотим показать, что многие случаи гибели дайверов можно было бы предотвратить, и что дайвер должен знать об этом и уметь это делать, чтобы не пополнить собой печальную статистику.
Источники
Представленная здесь информация основана главным образом на данных, полученных при изучении большого числа инцидентов в дайвинге, закончившихся фатальным исходом. Исследования проводились в разных странах, но дали поразительно похожие результаты. Статистика гибели дайверов в США, которую сначала собирал Джон МакАнифф из Университета Род-Айленда, а затем - созданный в университете Национальный центр сбора и обработки данных о подводных происшествиях (National Underwater Accident Data Center - NUADC), теперь собирается и анализируется в Службе обеспечения безопасности дайверов (Divers Alert Network - DAN). Помимо рекреационных, в статистику DAN включены также технические дайверы, которые погружаются глубже, проводят под водой больше времени и используют другие дыхательные смеси, помимо сжатого воздуха. Для Великобритании аналогичную работу выполняет Британский подводный клуб (British Sub-Aqua Club - BSAC), а для Австралии - DAN-AP Diver Fatality Project. К сожалению, важная информация о происшествии зачастую бывает недоступна, поэтому некоторые из имеющих отношение к делу факторов оказываются недооцененными. Еще одна организация, занимающаяся статистикой несчастных случаев в дайвинге - австралийская страховая компания ANZ - применяет другой подход. Специалисты этой компании отбирают и анализируют только те случаи гибели дайверов, о которых имеется полная информация. Это позволяет сделать достоверные выводы и с высокой степенью надежности определить факторы, способствовавшие гибели. Большинство статистических данных, использованных в данной статье, взято из названных выше источников и округлено до целых чисел для простоты.
Статистика гибели дайверов
90% в момент гибели имели на себе грузовой пояс.
86% в момент гибели были одни.
50% не поддули свой компенсатор плавучести.
25% заметили проблему на поверхности, 50% погибли, находясь на поверхности.
10% погибли во время обучения.
10% получали совет отказаться от погружения в связи с плохим самочувствием.
5% ныряли в пещеры.
1% "спасателей" сами стали жертвами.
Возраст
Согласно статистике, возраст погибших дайверов варьируется от детей младше 13 до пожилых людей 70 с лишним лет. Несколько десятилетий назад средний возраст погибших дайверов составлял 20 с небольшим. Много дайверов гибло и в возрасте 45-60 лет. Этот график, напоминавший чуть скособоченную букву М (первый пик повыше, второй - пониже), со временем деформировался в другую сторону. Сейчас средний возраст погибших дайверов - 43 года. Причин у этого "взросления" несколько:
- Молодежь, увлекавшаяся дайвингом в 1970-80 годах, когда он был очень популярен, теперь повзрослела.
- Сердечным заболеваниям, синдрому внезапной смерти в большей степени подвержены люди старшего возраста, а дайвинг включает больше факторов риска для сердца, чем другие виды активного отдыха.
- Дайвингом все больше увлекаются активные и состоятельные люди среднего и старшего возраста. Таким образом, средний возраст среднестатистического дайвера растет.
Пол
В 1990-х годах лишь десятую часть погибших дайверов составляли женщины. А доля женщин от общего числа людей, увлекающихся дайвингом, составляла около трети. Это позволяет предположить, что женщины ныряют аккуратнее и больше внимания уделяют безопасности погружений. Даже сейчас женщины составляют не более 20% от числа погибших дайверов.
Опыт дайвера
По результатам большинства исследований, треть дайверов опыта не имели, треть - имели небольшой опыт, треть - имели значительный опыт. Наиболее опасными для жизни оказались первое погружение и первое погружение в открытой воде. В половине случаев погибший, судя по показаниям свидетелей и записям в его лог-буке, вышел за рамки своего дайверского опыта (по глубине, продолжительности, условиям погружения, конфигурации оборудования и т.п.) и таким образом в момент совершения своего последнего погружения оказался в незнакомых ему прежде обстоятельствах. Поэтому любой дайвер, желающий расширить свой опыт в дайвинге по любому из параметров (глубина, продолжительность, условия погружения, оборудование), должен делать это под наблюдением опытного напарника или инструктора.
Наиболее распространенные причины смерти
Согласно свидетельствам о смерти, большинство дайверов в конечном счете погибли от утопления (более 80%), но, как правило, к этому приводило сочетание нескольких факторов, сделавших дайвера неспособным бороться за жизнь. Утопление, по сути, лишь итог цепи событий, которые к нему ведут. Причем оно в большей степени является следствием среды, в которой находится человек, нежели самого происшествия как такового. Поэтому зачастую оно затмевает собой истинную причину смерти. Если все идет как надо, дайвер не может утонуть, поскольку всегда имеет с собой свой собственный запас воздуха! Утопление возникает в результате предшествующих проблем, таких как болезнь сердца, легочная баротравма, стрессовое расстройство, потеря сознания по какой-либо причине, случайное вдыхание морской воды, травма, проблемы со снаряжением или опасные факторы окружающей среды и т.п.
Способствующие факторы
Смерть, как правило, является итогом целого ряда проблем, каждая из которых по отдельности смертельной угрозы не представляла. Чтобы разобраться в факторах, в конечном итоге приведших к гибели дайверов, мы постарались их классифицировать, разделив на несколько категорий:
В этой статье мы внимательно рассмотрим:
- Технику дайвинга (недостаточный запас воздуха, плавучесть, напарник)
- Человеческий фактор (медицинские, физиологические и психологические аспекты)
Вопросов оборудования (неправильное использование, отказы) и факторов окружающей среды пока касаться не будем.
Техника дайвинга
Недостаточный запас воздуха
Согласно отчетам ANZ, в половине смертельных случаев (56%) критическая ситуация возникла, когда дайвер израсходовал весь или почти весь запас воздуха. При последующем осмотре снаряжения погибших дайверов оказывалось, что лишь у немногих в баллоне оставался достаточный запас воздуха. По данным DAN, 41%. В большинстве случаев проблема возникала, когда дайвер понимал, что у него осталось мало воздуха. Некоторые погибали, пытаясь доплыть то точки выхода из воды по поверхности, дыша из трубки, чтобы сэкономить воздух (8%). Волнение из-за недостатка воздуха, предположительно, негативно влияло на способность дайвера справиться со второй проблемой, возникавшей в ходе погружения, или заставляло его всплывать раньше времени на поверхность, где он, находясь в состоянии стресса, не мог противостоять условиям окружающей среды. Во многих случаях дайвер был вынужден справляться с этими трудностями в одиночку, поскольку его/ее напарник, имевший больший запас воздуха, продолжал погружение, не заметив проблемы (см. далее). Ситуаций, связанных с недостаточным запасом воздуха, можно избежать. Для этого нужно правильно планировать погружение, использовать баллон подходящего объема и чаще смотреть на манометр под водой. Крайне опасной является практика осознанно использовать весь имеющийся запас воздуха, "выдышивать" баллон досуха. В таком случае возрастает риск, что дайвер не справится с непредвиденными обстоятельствами, что ему придется совершать экстренное всплытие или что он случайно вдохнет морской воды. Погружение всегда следует планировать таким образом, чтобы по окончании у вас в баллоне оставалось как минимум 50 бар.
В некоторых случаях дайверы использовали баллон емкостью меньше 2000 литров. Баллона емкостью 1400 литров хватает на гораздо меньшее время, чем обычного баллона - у дайвера останется меньше вдохов в запасе, если недостаток воздуха обнаружится на значительной глубине. К тому же, дайвер, использующий баллон меньшего размера, быстрее израсходует свой запас воздуха и будет вынужден отделиться от группы.
Плавучесть
Согласно отчетам ANZ, половина погибших дайверов (52%) столкнулись с проблемами с плавучестью. В большинстве случаев плавучесть была недостаточной, но иногда (8%) - избыточной. Статистика DAN показывает, что проблемы с плавучестью стали самым распространенным нежелательным явлением, приводившим к смерти. Значительную роль играло изменение плавучести, характерное для мокрых гидрокостюмов. Существенную положительную плавучесть, которую мокрый гидрокостюм обеспечивает на поверхности, необходимо компенсировать грузами. Приблизительная формула такова:
- 1 кг на каждый мм толщины гидрокостюма
- 1 кг если костюм состоит из комбинезона без рукавов и куртки или если он имеет шлем
- 1 кг для алюминиевого баллона
- +/- 1-2 кг в зависимости от индивидуальных особенностей телосложения
Исходя из приведенной выше формулы, 40% погибших дайверов оказывались сильно перегруженными на поверхности. На глубине этот фактор усугублялся. Рассчитывая количество грузов по указанной формуле, дайвер должен иметь нейтральную плавучесть на поверхности или недалеко от нее. В таком случае всплыть и погрузиться одинаково легко. Во время спуска мокрый костюм обжимается, и дайвер приобретает отрицательную плавучесть. Здесь в дело вступает компенсатор плавучести. Его следует поддуть совсем немного - ровно настолько, чтобы восстановить нейтральную плавучесть. Именно поэтому его называют компенсатором.
Очевидно, некоторые дайверы сознательно перегружаются на поверхности, чтобы было легче опуститься на глубину, где они используют компенсатор плавучести, чтобы удерживаться на нужной глубине, а затем - чтобы подняться на поверхность. Это приводит к тому, что дайвер зависит от компенсатора больше, чем нужно. Такая опасная тактика, к сожалению, нашла отдельных приверженцев среди инструкторов, которые обучают этому своих студентов. Она имеет некоторые преимущества с точки зрения коммерции, поскольку позволяет ускорить обучение. Группы дайверов очень быстро учатся спускаться под воду, осваивая при этом минимум навыков. Но на продолжительность жизни дайвера эта тактика может повлиять самым негативным образом. Еще одно исследование статистики гибели погружавшихся в паре дайверов, столкнувшихся с отсутствием или недостаточным запасом воздуха, показывает очень интересную особенность. Независимо от того, кто из напарников первым израсходовал свой запас воздуха, погибал, как правило, тот из них, кто был перегружен - с вероятностью 6:1. Пока он пытался разобраться с грузами, плавучестью и т.п., оказывалось слишком поздно. Слишком сильно полагаясь на свой компенсатор во время погружения, многие дайверы при этом не могли правильно им воспользоваться в экстренной ситуации. В частности, случайно поддували компенсатор, что приводило к вылету на поверхность ("эффект ракеты"), путали кнопку поддува и стравливания воздуха, недостаточно или слишком медленно поддували жилет из-за того, что находились на большой глубине или не имели достаточного запаса воздуха. Сопротивление, создаваемое поддутым компенсатором (зачастую поддутым для того, чтобы компенсировать несброшенные груза) во многих случаях способствовало тому, что дайверы выбивались из сил, пытаясь доплыть до безопасного места по поверхности.
Есть и другие неприятные последствия проблем с плавучестью. Американская академия подводных исследований на симпозиуме в 1989 году сообщила, что половина случаев возникновения декомпрессионной болезни была связана с потерей контроля плавучести. Поэтому после получения первого дайверского сертификата, возможно, наилучшим выбором будет пройти курс обучения контролю плавучести.
Сбрасывание грузов
Большинство погибших этого не сделали (90%). Не сбросив груза, они были вынуждены плыть к безопасному месту, таща на себе лишние килограммы и прикладывая лишние усилия к тому, чтобы оставаться на поверхности. Этот фактор может стать фатальным в критической ситуации, но этого очень легко избежать - при обучении надо просто больше внимания уделять отработке навыка сбрасывания грузов.
Раньше инструкторы учили, что грузовой пояс надевается в последнюю очередь, но сбрасывается - в первую. В случае возникновения потенциальной проблемы его следовало снимать и держать на вытянутой руке. Тогда у дайвера был выбор - бросить пояс, если ситуация ухудшится, или снова надеть его, если проблема будет решена. Если ситуация действительно ухудшалась, пояс сбрасывался автоматически! Сейчас многие люди, обучающиеся дайвингу, сомневаются в целесообразности сбрасывания грузового пояса - возможно, их пугает сумма штрафа, который придется заплатить за утерянное снаряжение. Но оно ведь не может стоить дороже их собственной жизни. Грузовой пояс часто играет фатальную роль в экстренной ситуации. При сбрасывании пояс держат на вытянутой руке, чтобы он не зацепился за другие элементы снаряжения - именно это и случилось в нескольких из случаев, окончившихся гибелью дайверов. В других случаях пояс невозможно было сбросить, потому что поверх него было надето другое снаряжение (например, компенсатор, подвеска, стропа с баллоном и т.п.) или дайвер не смог добраться до пряжки, потому что на нее сполз один из грузов или она съехала на спину. Иногда ремешок оказывался слишком длинным, чтобы быстро проскользнуть сквозь расстегнутую пряжку. Несколько летальных случаев связаны с технической невозможностью сбросить груза из-за того, что пояс был завязан узлом (который не удалось развязать) или из-за использования несбрасываемых грузов, интегрированных в компенсатор. В экстренной ситуации, когда дайверу необходимо всплывать или, достигнув поверхности, удержаться на плаву, он в любой момент может добавить себе несколько килограмм плавучести, просто сбросив грузовой пояс. Кроме положительной плавучести, сброшенный грузовой пояс обеспечивает дайверу более равномерное и стабильное контролируемое всплытие, чем поддутый компенсатор.
Погружение с напарником
Ценность и целесообразность концепции погружений с напарником признана в сообществе дайверов-любителей по всему миру. В дайверском фольклоре даже возникли два афоризма на эту тему:
- "Ныряешь один - погибнешь в одиночестве";
- "Если напарник не держится рядом и не поддерживает постоянного контакта, это не напарник - это просто дайвер, ныряющий в том же океане".
Несмотря на это, только 14% погибших дайверов находились рядом с напарником (19% согласно гавайским исследованиям). По данным ANZ, 33% погибших дайверов в момент гибели ныряли в одиночку или незадолго до происшествия намеренно разделились с напарником, 25% оставили своего напарника после того, как у них возникла проблема, а 20% были разлучены с напарником по причине возникшей проблемы. Согласно статистике DAN, из тех, кто начинал закончившееся трагически погружение в паре с другим дайвером, 57% на момент гибели оказались разлучены с напарником.
Распространенная причина разделения с напарником заключается в том, что один дайвер (впоследствии погибший), имел недостаточный запас воздуха или израсходовал весь свой воздух. В этом случае его напарник зачастую продолжал погружение в одиночестве, иногда предварительно проводив оставшегося без газа дайвера до поверхности. Нередки случаи неправильного понимания системы напарничества. Иногда три и более дайверов ныряли все вместе, считая себя "напарниками" друг друга. Это приводило к тому, что они не понимали, кто из них за кого отвечает. Один из распространенных вариантов такой ситуации - группа неопытных дайверов, следующая за дайв-гидом. Когда у одного из дайверов остается мало воздуха, дайв-гид объединяет его с другим (как правило, тоже неопытным) дайвером, у которого тоже воздуха осталось немного, и отправляет обоих на поверхность.
Обычно быстрее всего расходуют воздух наименее опытные дайверы и те, кто учащенно дышит из-за волнения. И вот два неопытных, взволнованных дайвера, не имеющих достаточного запаса воздуха, предоставлены сами себе и вынуждены самостоятельно справляться с ситуацией!
В других случаях напарник плыл впереди и не сразу заметил возникшую проблему. Как правило, более опытный дайвер уплывал вперед и лишь изредка оглядывался на своего менее опытного напарника, сам постоянно находясь в его поле зрения. В этом случае, если только они не использовали линь для связи, то когда у плывущего вторым дайвера возникала проблема (например, он обнаруживал, что у него недостаточно или нет воздуха), он был вынужден тратить драгоценное время, силы и воздух, пытаясь догнать и известить плывущего впереди напарника. Зачастую это оказывалось невозможным, и тогда плывущий впереди дайвер понимал, что что-то идет не так, только когда, обернувшись, не видел "ведомого", который к тому моменту уже лежал без сознания на морском дне или находился на полпути к поверхности.
Линь, соединяющий напарников, может спасти жизнь. Но не всегда.
Спасение напарника
В небольшом количестве случаев напарник находился рядом в момент гибели. Большинство погибших дайверов в конечном счете погибали в одиночестве, как правило из-за несоблюдения принципов погружения в паре. Только в 1% случаев дайвер погибал при попытке спасти своего напарника, что свидетельствует о том, что строгое соблюдение системы напарничества вполне безопасно для потенциального спасателя.
Совместное дыхание из одного источника воздуха
4% смертельных случаев были связаны с неправильным дыханием из одного источника. Согласно исследованию статистики неудавшихся попыток дыхания из одного источника, проведенному NUADC, больше половины попыток были предприняты на глубине свыше 20 метров. В 29% случаев маска погибшего в результате происшествия дайвера была сдвинута, в 12,5% случаев слишком быстрое всплытие привело к необратимым последствиям. Каждый восьмой погибший отказывался возвращать вторую ступень, чем предположительно вызывал справедливое возмущение донора. Известно, что в одном случае для решения спора в ход даже были пущены ножи! Тем не менее, донор, поделившийся своим регулятором, редко пополняет собой статистику погибших дайверов. Использование октопуса или, еще лучше, независимого источника воздуха (например, маленького баллончика "Spare Air") представляется более удачной альтернативой дыханию из одного регулятора. К тому же, владелец и сам может воспользоваться запасным оборудованием в случае (не таком уж редком) отказа основного регулятора.
Человеческий фактор
(медицинские, психологические, физиологические факторы)
По меньшей мере в 25% случаев погибшие имели заболевание, несовместимое с занятиями дайвингом (тогда как из числа тех, кто собирается пройти обучение дайвингу, такие заболевания обнаруживаются у 8-10%). В результате имевшееся заболевание приводило к гибели дайвера или способствовало возникновению чрезвычайной ситуации. При определении причины гибели дайвера очень легко не заметить психологические и физиологические проблемы, которые не вызывают явных патологий - такие, как паника или усталость. В результате причины возникновения экстренной ситуации трактуются неправильно. Утопление маскирует собой многие другие патологии, и некоторые из них, такие как астма или синдром внезапной смерти, могут остаться незамеченными даже при вскрытии.
Паника
39% смертей были связаны с паникой. Паника - это психологическая стрессовая реакция, выражение крайнего беспокойства, характеризующаяся лихорадочным и иррациональным поведением. Это непродуктивная реакция, снижающая шансы на выживание. При изучении статистики по Австралии и Азии выводы о наличии паники были сделаны по результатам опроса свидетелей о поведении погибших. Другие исследования показывают наличие паники в 40-60% случаев. Как правило, паника возникала, когда дайвер сталкивался с незнакомой или опасной ситуацией, такой как отсутствие или недостаточный запас воздуха, плохая видимость, сильное течение или большие волны, непривычно большая глубина, проблемы с плавучестью (чаще всего недостаточная плавучесть) или потеря из виду напарника. Поддавшись панике, дайвер, как правило, начинает вести себя неадекватно, оказываясь не в состоянии сбросить груза или поддуть компенсатор, превышая максимально допустимую скорость всплытия или сбрасывая необходимое ему оборудование, такое как маска, трубка и регулятор.
Усталость
В 28% случаях роковым фактором стала усталость. Она возникает как следствие чрезмерного перенапряжения сил и снижает способность дайвера к выживанию. Плохая физическая форма усугубляет ситуацию. Усталость, как правило, может быть вызвана различными обстоятельствами, включая попытку удержаться на поверхности при перегрузе, длительный заплыв по поверхности при неспокойном море или плавание под водой с излишне поддутым компенсатором, преодолевая сопротивление воды. Фактор усталости воздействовал не только на тех дайверов, которые находились в плохой физической форме. При определенных обстоятельствах выбиться из сил может любой дайвер. В некоторых случаях усталость была связана с синдромом вдыхания соленой воды, проблемами с сердцем или астмой.
Вдыхание соленой воды
Этот фактор был отмечен в 37% случаев. Речь идет о вдыхании небольшого количества соленой морской воды находящимся в сознании дайвером. Часто это происходило либо из-за подтекающего регулятора, либо на поверхности после того, как дайвер вынимал изо рта вторую ступень, либо во время дыхания из одного регулятора с напарником. В большинстве случаев это становилось "спусковым крючком", запускавшим развитие событий по фатальному сценарию. Оно приводило к возникновению паники, усталости, проблемам с дыханием и прочим осложнениям.
Легочная баротравма
В 13% случаев гибели дайверов вскрытие выявило признаки легочной баротравмы (повреждения легких). В некоторых случаях баротравма являлась скорее осложняющим фактором, нежели первопричиной. Факторы, спровоцировавшие возникновение баротравмы, были самые разные, включая панику, быстрое всплытие при чрезмерной положительной плавучести, астму и отказ регулятора. Половина случаев имели определенную причину, спровоцировавшую возникновение баротравмы. Во второй половине случаев причина установлена не была.
Проблемы с сердцем (синдром внезапной смерти)
В этих случаях была выявлена либо серьезная патология сердечнососудистой системы, либо клинические симптомы, указывающие на сердечное заболевание. По данным DAN, это послужило причиной гибели дайвера в 26% случаев. Из них 60% погибших перед погружением жаловались на боль в груди, одышку и плохое самочувствие. Чаще всего по этой причине погибают люди старшего возраста - именно сердечные заболевания стали причиной 45% случаев гибели дайверов старше 40 лет. Как правило, это довольно опытные дайверы, зачастую уже имеющие в анамнезе сердечные заболевания (аритмию или ишемию) или повышенное кровяное давление - и нередко даже принимающие соответствующие лекарства (чаще всего бета-блокаторы).
Обычно люди в такой ситуации погибают тихо и незаметно, а исследование патофизиологии, с большой вероятностью, дает картину аритмии сердца (фибрилляции желудочков). Реанимация в данных условиях крайне сложна или невозможна. К факторам, спровоцировавшим крайне учащенное и неэффективное сердцебиение, относятся: физическая нагрузка, медицинские препараты, гипоксия от вдыхания соленой воды, нарушения дыхания, связанные с дыханием через регулятор, давящим гидрокостюмом и подвесной системой компенсатора, рефлексы с рецепторов сердца и легких, переохлаждение.
Астма
Согласно статистике ANZ, как минимум 9% погибших дайверов были астматиками, и как минимум в 8% случаев астма способствовала гибели. По другим данным (особенно тем, где по каждому случаю было представлено меньше информации, или не рассматривалась медицинская история погибших) эти цифры не столь очевидны. При надлежащем медицинском осмотре астматики не должны получать допуск к занятиям дайвингом. Тем не менее, исследования показывают, что от 0,5 до 1% дайверов страдают астмой. Если сравнить эту цифру с 9% погибших, имевших то же заболевание, станет понятно, что астма является серьезным фактором риска.
В этой группе также часто отмечался ряд неблагоприятных факторов, способствовавших гибели дайвера, таких как паника, усталость и вдыхание соленой воды. В итоге непосредственной причиной смерти, как правило, становилось утопление или легочная баротравма. Риск возникновения легочной баротравмы вполне предсказуем, учитывая, что при астме дыхательные пути сужаются и блокируются. Вдобавок к этому есть вероятность, что приступ астмы случится под водой, во время погружения. Значительное число дайверов, пополнивших собой печальную статистику, погибли именно по этой причине. При этом некоторые в момент гибели возвращались к точке выхода из воды, чтобы принять лекарство (аэрозольный ингалятор). А некоторые принимали лекарство перед погружением и все равно отправлялись под воду!
Во время погружения ряд факторов может существенно осложнить состояние астматика:
Вдыхание соленой воды
Врачи, в случае, если они сомневаются, есть ли у пациента астма или нет, пользуются аэрозолем с соленой водой, чтобы спровоцировать приступ. Дайверы погружаются в аналогичный раствор целиком и нередко вместе с воздухом вдыхают из регулятора мелкие капельки морской воды.
Холодный сухой воздух
Вдыхание такого воздуха у некоторых астматиков может провоцировать приступ. Дайверы дышат таким воздухом в течение длительного времени. При забивке воздуха в баллоны из него специальным фильтром тщательно удаляется влага, а при поступлении воздуха из баллона в регулятор и далее к дайверу, когда давление понижается и воздух расширяется, его температура, соответственно, падает.
Значительная физическая нагрузка
Этот фактор часто усугубляет приступ астмы. Даже самое простейшее погружение может неожиданно потребовать от дайвера напряжения всех сил из-за неблагоприятных природных условиях, например, из-за течений или волнения на море.
Гипервентиляция
Беспокойство приводит к гипервентиляции и, соответственно, изменениям в соотношении дыхательных газов. На человека со здоровыми легкими это значительного влияния не окажет. Но у астматика это может спровоцировать приступ.
Сопротивление при дыхании
Во многих случаях проблема впервые была замечена на глубине, где воздух более плотный, или при дыхании из регулятора с повышенным сопротивлением - например, в ситуациях с критично малым запасом воздуха. Исследования, проведенные в Денвере, показывают, что хотя здоровые дайверы не испытывали никаких проблем с дыханием при физической нагрузке или дыхании через регулятор, у астматиков выявлены проблемы в 15% и 27% случаев соответственно.
Рвота
Не считая случаев, когда рвота началась во время проведения реанимационных процедур - а таких много - в 10% случаев гибели дайверов рвота спровоцировала несчастный случай или способствовала его возникновению. Тошнота часто бывает вызвана морской болезнью или вдыханием морской воды, но проблемы с ушами и чрезмерное употребление алкоголя тоже внесли свою лепту.
Азотный наркоз
Наркоз возникает при погружении на значительные глубины (более 25 метров), он способствовал гибели дайвера в 9% случаев со смертельным исходом. Но, согласно статистике ANZ, он никогда не являлся единственной причиной смерти.
Заболевания дыхательной системы
Следующие 7% погибших дайверов имели хронический бронхит, плевральные спайки, травмы грудной клетки или другие проблемы с дыхательной системой. Поскольку дайверов с подобными проблемами немного, можно сказать, что их доля в числе погибших очень высока.
Лекарственные, наркотические и опьяняющие вещества
Хорошо известно, что алкоголь и конопля (марихуана) - факторы, способствующие утоплению. Кокаин стал официально зафиксированной причиной внезапной смерти нескольких спортсменов. Что нас удивило, так это явная взаимосвязь между принятием лекарств от гипертонии (повышенного артериального давления) и гибелью от синдрома внезапной смерти. Лекарства от астмы, похоже, имеют такую же взаимосвязь.
Декомпрессионная болезнь
Страх перед декомпрессионной болезнью - один из самых сильных страхов среди большинства дайверов. Возможно поэтому, по данным ANZ, случаев гибели от ДКБ не зафиксировано, а по статистике центра NUADC их менее 1%. Гавайская статистика достигает 4%, что связано с глубокими погружениями к черным кораллам. Статистика DAN дает цифру 2,5% - вероятно потому, что сюда включены и технические дайверы, которые, как правило, ныряют глубже (средняя глубина погружений в этой статистике составляет 68 метров). В то же время ДКБ вызывает серьезные нарушения деятельности организма (например, паралич нижней части тела), что иногда становится причиной гибели рекреационных дайверов. С профессионалами, однако, такое случается крайне редко.
Текст: Д-р Карл Эдмондс
Фото: Кэти Кларк и Скотт Беннетт
Подводный портал www.tetis.ru по материалам журнала "X-Ray Mag", 40/2011