ym

Автор: Charles Davis

Десять вещей, на которые дайвер должен обратить особое внимание.

В чём чаще всего ошибаются дайверы

Каждый год DAN публикует отчет о своей работе, который включает статистику несчастных случаев в дайвинге. DAN (Divers Alert Network) – крупнейшая в индустрии организация, занимающаяся исследованиями в области безопасности дайвинга. Она спонсирует и проводит самостоятельно научно-исследовательскую работу по заболеваниям/травмам, связанным с подводным плаванием. Кроме того, DAN оказывает консультационную помощь в экстренных случаях, ведет просветительскую деятельность и занимается страхованием дайверов. В отчете за 2016 год специалисты DAN опубликовали список «10 моментов, над улучшением которых дайверам следует поработать». Если у вас уже есть дайверский сертификат, то вам должны быть известны риски, связанные с подводным плаванием. Однако дайверам зачастую свойственно забывать то, чему их учили на курсах, и вести себя беспечно – что может привести (и иногда приводит) к самым печальным последствиям.

В целом, дайвинг безопасен, если всё делать правильно. Если у вас еще пока нет дайверского сертификата, то информация, приведенная в этой статье, может отбить у вас всякую охоту его получать. Но на самом деле ничего страшного тут нет. Статистика, на которой основан отчет, подтверждает, что на территории США регистрируется два смертельных случая на каждый миллион погружений. И в среднем одно обращение за экстренной медицинской помощью на 100 000 погружений.

Информацию для ежегодного отчета собирают из нескольких источников. Большая часть поступает от операторов горячей линии, куда дайверы звонят в случае серьезных происшествий. Кроме того, DAN просит дайверов сообщать о чрезвычайных ситуациях, участниками или свидетелями которых они стали. Многие из этих сообщений можно просмотреть на сайте DAN. На основе анализа собранной информации специалисты выделили 10 вопросов, на которые дайверам следует обратить особое внимание. Ничего нового здесь нет – всё это не раз обсуждается в ходе обучения дайвингу. Тем не менее, статистика несчастных случаев свидетельствует, что этих обсуждений недостаточно – закончив обучение, дайверы снова и снова наступают на одни и те же грабли.

Правильно подбирайте количество грузов

Правильно подобранные грузы – необходимое условие безопасного дайвинга. Каждый из нас слышал эту мантру не один десяток раз. И всё равно именно неверное количество грузов часто становится тем толчком, который запускает снежный ком, ведущий к ЧП во время погружения. Если вы прочитаете ежегодный отчет, то обязательно найдете там описание несчастных случаев, участники которых были сильно перегружены. Один из сравнительно недавних случаев, закончившихся трагедией: дайвер во время остановки безопасности не смог удержаться на нужной глубине и начал тонуть. Позже, когда его нашли на дне с полностью надутым компенсатором и сброшенным грузовым поясом, оказалось, что, ныряя со стальным баллоном, дайвер взял 22 кг грузов, из которых только 8 кг были на сбрасываемом поясе. Его компенсатор плавучести просто не имел достаточно подъемной силы, чтобы вытянуть всё это. В другом случае, также закончившемся очень печально, у дайвера было 10 лишних килограмм свинца.

Вы также найдете в отчете случаи, когда дайверы сталкивались с серьезными проблемами, имея недостаточно грузов. В основном это заканчивалось декомпрессионной болезнью, так как дайвер не мог контролировать скорость всплытия и держать нужную глубину на остановке безопасности.

Учитесь контролировать плавучесть

В тесной связи с умением правильно подобрать груза, идёт умение контролировать плавучесть. Дайвер, неспособный выдерживать нужную глубину и контролировать положение своего тела в воде, нередко испытывает трудности при попытке выбраться из затонувшего корабля или другой надголовной среды. Такому дайверу будет сложно удержаться на остановке безопасности – его будет выкидывать на поверхность или же он будет проваливаться глубже, чем надо. Дайвер, активно пользующийся компенсатором для поддержания плавучести, с большей вероятностью быстро израсходует воздух из баллона – и это может оказаться для него неприятным сюрпризом. Кроме того, хотя это уже в меньшей степени относится к безопасности погружений, не умеющий контролировать плавучесть дайвер нередко наносит заметный вред подводному миру.

Больше внимания уделяйте планированию газов

Согласно статистике, чаще всего первопричиной нечастных случаев среди дайверов младше 50 лет становится внезапно опустевший баллон. И лишь малый процент этих происшествий связан с технической неисправностью, приведшей к катастрофической потере газа. На втором с конца месте – неисправный манометр. А лидирует с большим отрывом неправильное планирование погружения и невнимательность дайвера. План погружения обязательно должен учитывать значительный запас дыхательной смеси, которого с избытком хватит, чтобы прийти к точке выхода из воды и отстоять остановку безопасности. (Распространенная практика – если у вас в баллоне 50 бар, то вы уже должны быть либо на остановке безопасности, либо на поверхности). Во всех системах обучения в программу начального курса входит необходимость регулярно смотреть на манометр во время дайва, и всех дайверов учат, как действовать, если воздух вдруг закончился. Но такие случаи все равно продолжают происходить, и дайверы продолжают гибнуть.

Тщательнее контролируйте скорость всплытия

ДКБ – это одна из основных опасностей для дайвера, не соблюдающего скорость всплытия. Действующий стандарт – 9 метров в минуту. Однако многие дайверы, получавшие сертификат в то время, когда был принят стандарт 18 метров в минуту, продолжают придерживаться ныне устаревшего значения. А есть еще те, кто используют комбинированную формулу при глубоких погружениях – всплывают со скоростью 18 метров в минуту до глубины 20 метров, а выше замедляются до 9 метров в минуту. Исследования на эту тему проводились, но их было не так много. В любом случае вы должны помнить, что, на самом деле, любое погружение является декомпрессионным.

То, что мы называем бездекомпрессионым пределом (NDL), это всего лишь погружение, при котором декомпрессионные обязательства выполняются за время всплытия. Чем медленнее мы всплываем, тем больше времени мы даем нашему телу на то, чтобы вывести из тканей азот. Если всплывать слишком быстро, то этого времени ни на что не хватит. Многие дайверы считают погружение законченным, как только они начали всплытие. На самом деле это не так. Во время медленного подъема к поверхности вы тоже можете увидеть немало интересного. Просто не торопитесь и дайте себе время спокойно оглядеться.

Пользуйтесь списками для проверки

Использование чек-листов и определенного порядка при проверке снаряжения – своего и напарника – может помочь отловить возможные проблемы до того, как они начнутся. Список для проверки не позволит вам забыть что-либо во время подготовки к погружению. Конечно, опытные дайверы готовятся к дайву на автомате, не задумываясь о своих действиях. Но даже они могут случайно пропустить какой-то пункт. Не зря пилоты перед полетом всегда проводят проверку по списку. А 30 метров под водой не более безопасны, чем 30 метров над землей. Наличие чек-листа поможет вам снизить вероятность совершения глупых ошибок.

В чём чаще всего ошибаются дайверы
Фото: Greg Grimes

Не забывайте заранее продуваться

Чаще всего дайверы обращаются по горячей линии DAN с подозрениями на декомпрессионную болезнь. Однако если добавить сюда неэкстренные обращения по телефону и электронной почте, то на первое место выходят различные баротравмы – в основном, баротравмы ушей. И лидирует среди них баротравма среднего уха. Она возникает, когда дайвер не продувается вовремя. Помните, что при погружении продуваться надо регулярно и заранее – не дожидаясь боли или дискомфорта в ушах. Также отмечается некоторый процент обращений с баротравмой глаз из-за невыровненного вовремя давления в маске. Не забывайте поддувать маску.

Следите за здоровьем своей сердечно-сосудистой системы

Хотя в рекламных буклетах дайверы – это всегда атлетично сложенные бесстрашные молодые люди, в реальной жизни проблемы с сердечно-сосудистой системой – наиболее распространенное заболевание среди дайверов. По статистике, остановка сердца чаще всего становилась причиной фатальных случаев в дайвинге. 84% мужчин и 69% женщин, погибших из-за проблем с сердцем, были в возрасте 40 лет и старше. Хотя в большинстве этих случаев в качестве причины смерти было указано утопление, первоначальной причиной трагедии все-таки стали проблемы с сердцем.

Лишний вес также может способствовать печальному итогу. Согласно статистике, более половины дайверов, погибших в США, имели лишний вес. В то время как общая доля людей с лишним весом в США составляет лишь 35%.

Дайвинг обычно не рассматривается как занятие, требующее серьезных физических нагрузок – в отличие от бега или катания на горных лыжах, к которым люди, как правило, подходят серьезнее, уделяя больше времени и сил физподготовке. Дайверы же в большинстве случаев не видят необходимости держать себя в форме. Не совершайте этой ошибки! Хорошая физическая форма никогда не помешает – и не только в дайвинге.

Ныряйте чаще (или не забывайте освежить навыки перед поездкой)

Дайвинг – это набор навыков и умений, которые должны быть отработаны до автоматизма. Если вы делали большой перерыв между погружениями, вам может потребоваться освежить свои навыки. В этом вам поможет специальное занятие с инструктором. Или хотя бы сходите в бассейн перед поездкой на открытую воду. Но помните, что одно такое погружение не вернет ваши навыки мгновенно на прежний уровень. Поэтому продолжайте работать над собой и погружайтесь аккуратно. Ну или погружайтесь регулярно – это тоже работает.

Ныряйте строго в пределах своей сертификации

С самого первого дня всех дайверов учат, что нырять необходимо в пределах своих знаний, умений и возможностей. И, тем не менее, именно нарушение этих пределов становится причиной многих трагедий. Есть виды погружений, которые нельзя совершать без специального обучения – например, погружения в пещеры. В статистике DAN есть случаи, когда новички ныряли глубже 30 метров и попадали под действие азотного наркоза. Нет ничего плохого в стремлении расширить пределы своих возможностей. Но это следует делать постепенно и осознанно. И – там, где это необходимо – с помощью профессионального инструктора.

Следите за состоянием своего снаряжения

Хотя благодаря развитию технологий снаряжение для дайвинга с каждым годом становится все более и более надежным, отказ оборудования все еще может привести к весьма неприятным последствиям. Плохо обслуженный регулятор может сносно работать на небольших глубинах, но выйти из строя во время глубокого погружения. Плохо очищенные клапаны компенсатора могут пропускать воздух. Правильное обслуживание не только избавит вас от этих и многих других проблем, но и продлит срок службы вашего снаряжения. Если вы не позаботитесь о своем оборудовании для дайвинга, проблемы не заставят себя ждать.

Предвкушая следующую поездку на нырялку, подумайте обо всем, что мы здесь рассказали. Все перечисленные выше советы выполнить несложно. Что скажете? Нам удалось вас убедить?

Подводный портал www.deeperblue.com

Другие статьи рубрики: Техника безопасности