Неисправная работа сложного оборудования неприятно удивила Карла.
Карл был озадачен. Минутой ранее, когда он проверял, сколько у него оставалось воздуха, его манометр показывал давление почти 140 бар, но Карл не мог сделать вдох. Он вытащил регулятор изо рта и потряс вторую ступень в надежде восстановить поток воздуха. Карл не видел, где находится его напарник, и, направляясь к пролому в корпусе разбитого судна, ведущему наружу, перешел на свой октопус, надеясь, что он будет работать лучше, чем основной регулятор. Он сделал вдох, но снова не получил ничего. Действуя инстинктивно, он рванулся вверх и сильно ударился головой о верхнюю палубу корабля. Карл старался контролировать ситуацию, и ему удалось добраться до пролома. Затем было поспешное всплытие, во время которого у Карла начало темнеть в глазах. За мгновение до того, как он достиг поверхности, его мозг отключился от недостатка кислорода.
Дайвер
У Карла был сертификат AOWD и, обладая прекрасными навыками и здоровьем, он совершил уже около 50-ти зарегистрированных погружений. Ему было около 30 лет. Желая расширить свой опыт, на длительные выходные он отправился понырять на затонувшие суда в Северной Каролине.
Погружение
Когда бот, на котором находился Карл, прибыл на место, капитан был рад обнаружить, что видимость была прекрасной, а течение слабым. По всем признакам это был почти идеальный день для погружений в Каролине. Обломки затонувшего корабля, который когда-то был военным, превратились в искусственный риф и находились на глубине чуть более 20 метров прямо их ботом. Течение и ветер были настолько слабыми, что якорный конец провисал. В эту поездку Карл отправился один, поэтому напарником его стал местный дайвер, который частенько пользовался услугами данного дайв-центра. Перед тем как натянуть костюмы и погрузиться на почти 15 метров, они даже толком не обсудили план погружения, и Карл очень скоро отделился от своего напарника. Он быстро проплыл мимо огромной стаи рыбок и сада мягких кораллов, срезая путь к трюмным люкам, и начал погружаться все глубже сквозь палубы внутрь корабельных грузовых отсеков. После 10 минут под водой, Карл проверил манометр. Он был удивлен и одновременно рад обнаружить, что в его баллоне еще оставалось около 190 бар, что составляло почти треть от его обычной скорости потребления воздуха. Но Карл просто подумал, что он стал дышать более эффективно, и мысленно похвалил себя за это. Через 30 минут после начала погружения Карл чувствовал себя спокойно, его манометр показывал давление чуть меньше 170 бар, а согласно его подводному компьютеру, у него оставалось еще почти полчаса бездекомпрессионного времени.
Происшествие
Ободренный своей прекрасной скоростью потребления воздуха, Карл начал исследовать все меньшие по размеру пространства внутри затонувшего корабля, проплывая над узкими спускающимися вниз трапами, которые располагались рядом с открытыми палубами корабля, и заглядывая в маленькие каюты, в которых когда-то проживала команда. К счастью, Карл сознательно решил оставаться вблизи больших открытых пространств, поскольку по мере его продвижения по одному из длинных сходных трапов, ему стало трудно дышать через регулятор. Он взглянул на манометр. Тот все еще показывал давление в 140 бар. Начав продвигаться к одному из проломов в корпусе корабля, который находился менее чем в 10 метрах от него, Карл постучал свой регулятор об руку. Ему недоставало воздуха, и он был на грани паники, поэтому решил переключиться на октопус, надеясь, что тот будет работать лучше. Однако и из октопуса вдохнуть не получилось. Карл понял, что необходимо срочно всплывать. Карл изо всех сил старался не вдохнуть, и когда он инстинктивно рванулся вверх, то врезался головой в палубу корабля, что была над ним. Боль, скорее всего, спасла его от сильнейшей паники, так как он довольно быстро пришел в себя и направился к пролому. Прежде чем потерять сознание, он проплыл большую часть пути к поверхности.
Спасательная операция
Капитан судна и его помощник сидели на корме, когда бесчувственное тело Карла выплыло на поверхность. К счастью, они смотрели в нужное время в нужное место и увидели, как Карл выплыл примерно в 45 метрах от бота. Помощник схватил ласты и маску и прыгнул в воду. А капитан сразу же бросил с борта спасательный конец. Направляясь к пострадавшему, помощник продел одну руку через привязанный к веревке спасательный круг и потащил его за собой. Было очевидно, что Карл без сознания. Помощник сбросил грузы Карла, перевернул его на спину и еще раз проверил дыхание – Карл не дышал. Тогда помощник капитана снял с пострадавшего маску, поддул его компенсатор плавучести и несколько раз попытался силой вдохнуть в его легкие воздух. Затем он ухватил Карла одной рукой, а другой держался за спасательный круг, пока капитан тащил их к судну. Вдвоем они быстро освободили Карла от снаряжения и втащили его на борт судна, где продолжили делать искусственное дыхание. Пока они подключали кислородный баллон, Карл начал дышать самостоятельно. Вскоре он очнулся и начал отбиваться от спасателей, не понимая, что происходит. До сих пор неясно, была ли у Карла остановка дыхания или оно было настолько поверхностным, что спасавший его моряк не смог определить это на воде, но только Карл не вдохнул ни капли морской воды. После того как Карл успокоился, он стал жадно вдыхать кислород, предложенный ему капитаном. Остальные дайверы были срочно вызваны обратно на борт, и Карла доставили в местную клинику, откуда его отпустили через несколько часов после тщательного осмотра.
Анализ ситуации
Проверка оборудования Карла показала, что его манометр даже после отсоединения от баллона с воздухом, показывал давление 120 бар. Это очень серьезная неполадка. Если его манометр уже был неисправен, когда Карл собирал свое снаряжение в тот день, то он должен был обнаружить неполадку во время проверки своего снаряжения непосредственно перед погружением. Если же манометр сломался во время погружения, то инцидент предотвратить было практически невозможно. В любом случае, Карл должен был быть более внимательным к своей скорости потребления воздуха. Радикальное изменение в количестве потребляемого им воздуха ясно говорило о том, что его снаряжение работало неправильно.
К тому же, Карл находился в группе риска, к которой относятся дайверы, думающие, что они уже достаточно опытны, чтобы игнорировать правила, но при этом еще недостаточно опытные, чтобы понимать все опасность такого образа мышления. У этих дайверов, обычно, от 20 до 100 зарегистрированных погружений, и именно они составляют большинство в статистике несчастных случаев. Неправильно оценивая ситуацию и свои возможности, Карл отделился от напарника и подверг риску его и себя самого.
Наконец, Карл проигнорировал правила погружения в надголовные среды, которым его учили. Он не использовал ходовик (направляющий линь), у него не было резервного источника света, и когда у него начались проблемы, ему пришлось тратить время на поиск выхода. Карлу повезло. Затонувший корабль был неопасен, осевший на его поверхностях ил не взмутился (иначе видимость свелась бы к нулю), а широкие внутренние коридоры корабля помогли Карлу быстро найти выход. Когда Карл выбрался из затонувшего корабля, ему легкие были пусты – и в этом ему тоже повезло, так как это значительно снизило риск возникновения эмболии во время его неконтролируемого всплытия на поверхность. Невероятное везение в сочетании с точными и быстрыми действиями капитана и его помощника спасли Карла от почти неминуемой смерти.
Выводы
- Мыслите здраво. Если все идет слишком гладко, чтобы быть правдой, скорее всего, что-то здесь не так.
- Не доверяйте своему снаряжению на все 100. Вы должны его проверять, следить за ним, понимать, как оно работает, чтобы в нужный момент распознать проблему.
- Знайте свою скорость потребления воздуха. Каждый план погружения должен включать в себя приблизительную оценку времени нахождения под водой, учитывая количество воздуха в баллоне. Такая проверка может спасти вам жизнь при отказе манометра.
- Держитесь рядом с напарником. Отплывая от него без предупреждения, вы подвергаете риску и его, и себя.
- Никогда не погружайтесь в надголовные среды, если у вас нет соответствующей подготовки и необходимого оборудования.
Статья с сайта журнала “Scuba Diving”, октябрь 2008
Автор статьи: Майкл Эндж (Michael Ange)
Фото: Стефан Фринк (Stephen Frink)