Не забывайте следить за поверхностью при всплытии. Статья основана на реальных событиях.
Введение
Был отличный день для дрифт-дайвинга (drift diving - дрейф по подводным течениям) в открытом море. Дайверы планировали погружаться в районе коралловых рифов. Бот должен был сбросить их на малом ходу, не стопоря двигатели, а затем подбирать аквалангистов ниже по течению по мере их всплытия.
Начала готовиться первая пара дайверов. Это были опытные молодые мужчины, которые не раз ныряли в течения. Дайверы проверили снаряжение друг друга, им помогал дайвмастер, а также другие дайверы, находящиеся на палубе. Их баллоны были полными.
Одновременно гигантским шагом пловцы спрыгнули в воду и начали погружение. В это время двигатели катера работали вхолостую, и бот лежал в дрейфе.
Трагедия
Пока другие дайверы готовились войти в воду, из-под бота послышался удар и шум работающих винтов, который внезапно то ускорялся, то замедлялся. В какой-то момент катер дернулся, и у кормы показалась маска с трубкой. Минутой позже на борт подняли тяжело раненого дайвера, который быстро терял кровь из-за серьезных ран.
Попытки спасения
Немедленно начались оперативные действия по оказанию первой медицинской помощи для остановки кровотечения. Была уведомлена служба береговой охраны США о том, что аквалангист получил серьезные повреждения, а второй дайвер так и не поднялся на поверхность.
На призыв о помощи откликнулись другие группы дайверов в этом районе. В ходе поисков второй пловец был найден на дне, также с тяжелыми ранами.
Оба аквалангиста скончались от комбинированного воздействия болевого шока, сильной потери крови и утопления.
Расследование и анализ
Эта трагедия случилась непосредственно под катером через очень небольшое время, когда дайверы вошли в воду. Свидетели (команда и другие дайверы) происшествия находились от пострадавших всего в нескольких метрах, однако никто не видел, как это произошло.
Почему они всплыли не просто под катером, а прямо в зоне кормовых винтов? Почему работали винты?
Ход расследования был затруднен из-за задержек и недостатка фактической информации. Было установлено, что все снаряжения было проверено и работало должным образом. Однако никто не проверил снаряжения после несчастного случая. Сложный юридический процесс длился несколько лет и, наконец, разрешился в пользу семей погибших.
Однако как же это случилось? И как такое можно предотвратить в будущем?
В ходе расследования было решено двигаться методом исключений, пока не будет установлен наиболее вероятный сценарий трагедии.
Перед погружением на палубе перед погружением несколько человек проверяли запас воздуха для дайверов и держались за вентили. В результате, вероятно, один из вентилей был подкручен назад (частично завернут после того, как был откручен полностью), так, что поток воздуха был уменьшен на подачу на первую ступень регулятора. На поверхности он все еще работал, но не работал на глубине.
После входа в воду, дайверы начали погружение, пока один из них, у которого был пережат вентиль подачи воздуха, не ощутил проблемы с дыханием. Он поплыл к бадди, чтобы начать дышать из его октопуса. Во время этой процедуры, они начали подъем к поверхности. Их дрейф и дрейф катера был одинаковым, т.к. они погрузились непосредственно под самим ботом. Дайверы были сконцентрированы на совместном дыхании и не наблюдали за поверхностью. В результате пловцы неумышленно всплыли у одного из винтов бота.
Обычно, такое столкновение не привело бы к серьезным ранениям, но сильный удар заставил старый, изношенный механизм перейти с холостого хода на нормальную работу винтов. Очевидно, дайверы зацепились за опору и находились в контакте с винтами достаточно долгое время, чтобы получить смертельные ранения.
Уроки для жизни
- Открывайте вентиль баллона полностью и, если вы обычно немного подворачиваете вентиль назад, делайте это только на очень небольшую величину. Не обращайте внимания на советы закрутить вентиль по-больше, например, на пол-оборота.
- Подышите из регулятора перед входом в воду (если только вы не погружаетесь на морозе). Наблюдайте при этом за манометром. Если все работает и клапан открыт полностью, то стрелка манометра должна практически оставаться на месте, не дергаться и не показывать резкого падения давления в системе.
- При совместном дыхании из одного источника, вы с бадди должны смотреть не только друг на друга, но и за спину друг другу. Если это возможно, делайте остановку безопасности (safety stop) или просто замедлите подъем, чтобы сделать двойную проверку друг друга и состояния поверхности перед всплытием.
- Опасайтесь винтов дайв-бота, старайтесь держаться от них как можно дальше, когда вы сходите или поднимаетесь на борт катера. Делайте это, даже если двигатель заглушен.
- Не приближайтесь к боту, пока не услышите ясный и четкий сигнал "ОК" от члена команды и не увидите, что двигатель заглушен.