ym

О том как сделать дайвинг гораздо безопаснее. Статья основана на реальных событиях.

Введение

Я был последним свидетелем, вызванным как эксперт по дайвингу со стороны защиты. Несколько предварительных вопросов установили мою компетентность, знание рассматриваемого дела, а также мое собственное мнение, что ответчики - магазин снаряжения, команда судна и дайв-гиды - не виновны в случившемся.

– Итак, г-н Харди, Ваше мнение, как эксперта, кто виновен?

– Сам истец, Ваша честь.

– Как же он может быть виновен, если сам получил травмы?

– Г-н Паулис опытный сертифицированный дайвер, и он определенно несет некоторую ответственность за свои действия. Он имел несколько возможностей избежать несчастья.

– Что Вы имеете в виду?

– Во-первых, он не был готов к этому погружению. Его физическое состояние, проблемы с сердцем, которые он скрыл от дайв-гидов, его образ жизни в целом и недавняя болезнь усилили физический и умственный стресс от погружения. Более того, на этом погружении ко всем проблемам добавились усталость и простуда. В ходе дайва он находился далеко не только от группы и инструкторов, но и от своего бадди. Разумеется, что, когда у него возникли проблемы, ему никто не смог помочь.

Когда течение усилилось, Паулис стало трудно плыть, дыхание сбилось, и стало трудно контролировать плавучесть. Вместо того, чтобы остановиться и спокойно разобраться с проблемами, он продолжал плыть, пока уровень стресса не стал критическим и не вызвал панику, неконтролируемое всплытие и в результате газовую эмболию.

Снаряжение, состояние водной среды и другие факторы не были "ответственны" за несчастный случай. Здесь виновен сам дайвер. По счастливой случайности, дайвера, всплывшего без сознания, быстро заметила команда бота и грамотно провела все реанимационные мероприятия. Паулис родился в рубашке.

Итак, что было выяснено в ходе расследования? Дайверы часто совершают ошибки, травмируются, а потом ищут крайнего, на кого можно было бы свалить вину. Конечно, есть случаи, когда дайвер страдает по вине инструктора, команды судна, производителя снаряжения. Именно поэтому и происходят несчастные случаи, именно поэтому необходимо страховаться.

Но огромное число происшествий случаются по вине самих дайверов. Эти инциденты приводят к судебным искам и, как следствие, к увеличенным страховым расходам. Более чем 25 лет исследований несчастных случаев в дайвинге говорят о том, что большинство из них могло быть предотвращено.

Как? Читайте 10 советов, которые являются своеобразной "выжимкой" моего 40-летнего опыта инструктора. Их цель - сохранить жизнь. Они являются теми правилами, которые, по моему мнению, должны подчеркивать инструктора на своих курсах.

Поддерживайте хорошую физическую форму

Рик плыл к бадди и усиленно сигнализировал о нехватке воздуха. Когда они уже дышали из одного баллона, партнер посмотрел на манометр Рика, стрелка показывала 100 бар. Вдруг Рик бросил октопус партнера и рванулся к поверхности, где потерял сознание и перестал дышать.

Активная сердечно-легочная реанимация (CPR, cardiopulmonary resuscitation) было предпринято немедленно, но пострадавший все равно умер в барокамере. Вскрытие показало обширный инфаркт. В ходе расследования стало ясно, что образ жизни погибшего создавал высокий риск сердечных заболеваний.

Несколько независимых исследований показали, что от 20 до 35% всех несчастных случаев у дайверов происходят из-за болезней сердца и системы кровообращения. Образ жизни и общефизическое состояние выходят на первый план в условиях стрессовой ситуации, особенно у людей среднего возраста. Поскольку несчастные случаи происходят под водой, то обычно они заканчиваются фатально и официально записываются, как утопление.

Другими проблемами могут стать недавно перенесенная болезнь, простудные обострения и утомление, использование лекарственных препаратов, алкоголь, а также обычное курение.

Решения просты: хорошо питайтесь, тренируйтесь, отдыхайте, избегайте стрессов и вредных привычек. Легко сказать, но не так просто сделать. Что действительно для дайверов (особенно людей средних лет) просто, так это проходить медицинские тесты, чтобы определить могут ли они справляться со стрессами при погружениях.

Небольшие затраты времени и денег для ежегодного освидетельствования в итоге принесут большую пользу. Если бы все заботились о себе - у нас не было бы трети несчастных случаев.

Ныряйте с теми, кто знает, где нырять и когда

Яна и Дэйв ехали вдоль побережья, когда заметили красивую бухту. Был небольшой прибой, но, на взгляд опытных друзей, волнение было не сильным, и вполне можно было нырнуть. С дороги их не было видно, так как спуск к воде был достаточно крутым. Плыть от берега было несложно, но потом их накрыла большая волна. Очутившись на поверхности, Яна увидела, что Дэйв находится без сознания и не дышит. Она была обучена оказанию первой медицинской помощи, но спасательная операция была физически трудна для нее. Одна в воде среди волн, она пыталась помочь другу, но он все равно умер.

Соло-дайвинг или погружения просто в стороне от других дайверов не обязательно должны вызвать несчастный случай, но имейте в виде, что, если что-то пойдет не так, помощи искать неоткуда. Погружения с группами и ведущим инструктором или дайв-гидом гарантируют, что в случае проблем вы можете положиться на помощь профессионалов и реанимационное оборудование.

Опыт ясно говорит о том, что, когда группу ведет профессионал, потенциально смертельно опасный несчастный случай заканчивается гораздо меньшим ущербом и травмами или вообще без таковых. Погружения со страховкой особенно важны, когда вы новичок или ныряете редко.

Навыки того, где и когда нырять приходят с опытом. Одно из важнейших правил техники безопасности погружений гласит: "Любой дайвер в праве принять решение "я не ныряю" в любое время до погружения или в ходе него".

При этом никто не имеет права упрекать дайвера вне зависимости от условий погружения, физического самочувствия, работоспособности снаряжения или "обязательно запланированного" погружения.

Итак, знайте, когда говорить "нет" и когда говорить "достаточно".

Делайте остановки для безопасности и отдыха

В целом дайв был очень замечательным. Медленно плывя на 18 метрах, Сьюзен обратила внимание, что манометр показывает всего 35 бар. "О, мой Бог", - пронеслось в ее голове: "Мой инструктор сказал, чтобы мы прекращали погружение при 50 бар!" Она рванулась к поверхности, где бадди нашел ее в бессознательном состоянии. Оперативная эвакуация в рекомпрессионную камеру в барокамере позволила устранить признаки эмболии, и Сьюзан была выписана без последствий для здоровья.

Являясь дайверами, мы изучаем много важных правил погружений, но все они должны применяться в контексте безопасности конкретного момента и основываться на здравом подходе. Медленное контролируемое всплытие более важно чем то, сколько бар в результате останется в вашем баллоне.

Также мы учимся способам разрешения проблем под водой: остановиться, нормализовать дыхание, контролировать плавучесть, думать и затем действовать. Давайте применять эти навыки не только к решению наболевших задач, но также и к активному предотвращению потенциальных проблем.

Всякий раз, когда вы делаете важные решения, - входить или выходить из воды, погружаться или всплывать, остановитесь. Почему? Ваше зрение, дыхание, ритм сердца, центр тяжести, плавучесть, вес, слух и температура тела сильно изменяются, когда вы погружаетесь или выходите из воды. Разум и тело нуждаются в некотором времени, чтобы правильно оценить и среагировать на происходящие изменения.

Делайте паузу перед каждым действием, чтобы проверить себя, партнера, приборы и окружающую среду. Это поможет настроиться на предстоящие изменения и предотвратить развитие критических ситуаций.

Дышите, чтобы жить

Инструктор в ужасной депрессии. Его недавний студент, а сейчас сертифицированный дайвер погиб в ходе своего третьего в жизни погружения на открытой воде. У него было почти 70 бар в баллоне. Следователь задавал инструктору вопросы, на которые тот мог отвечать только: "Как это могло случиться? У него было достаточно воздуха, чтобы легко совершить всплытие с 18 метров. Его бадди сказал, что тот быстро поплыл к поверхности, а потом потерял сознание и стал тонуть. Что случилось?"

Правильное дыхание под водой - наиболее важный навык для аквалангиста. Умение дышать правильно - гораздо больше, чем просто замечание: "Никогда не задерживайте дыхание под водой".

Показательный пример - чрезмерно сильное дыхание в темпе, при котором регулятор не может выдать требуемый объем воздуха. Усиленное дыхание отмечается в большинстве из несчастных случаев у дайверов. Исследование регуляторов показывает, что те работали штатно, но дайвер все-таки не получил достаточное количество воздуха. Почему?

Привыкая к аквалангу необходимо тщательно следить, чтобы вдох был медленным, глубоким и расслабленным, а выдох полным. Иначе вы перегружаете регулятор, на важно насколько он хорош или как хорошо он обслуживается.

Еще одно замечание: без воздуха находиться практически невозможно, но при малом количестве воздуха можно выйти из глубины. Это означает, что, если вы дышите расслабленно и всплываете, из-за падения давления, воздуха для дыхания станет больше. Это одна из причин, почему вы должны держать регулятор во рту в аварийных ситуациях.

Ваш инфлятор также может быть источником воздуха на время, пока вы ищете партнера. Инфляторы просто открывают и закрывают клапаны, которые выравнивают давление между баллоном и вашим компенсатором, и при очень низком давлении в системе делают это более медленно.

Среди наиболее предотвратимых несчастных случаев - происшествия, при которых по какой-либо причине частично перекрывается баллонный вентиль. При этом поток воздуха в регулятор ограничивается, что вызывает ситуацию "отсутствия воздуха", даже если манометр показывает достаточное его количество.

В этом случае дайвер перегружает регулятор, пытаясь высосать воздух, паникует и оказывается в критической ситуации. Наилучшим выходом будет снова полностью открыть вентиль до упора, а затем, возможно, слегка подвернуть его назад на небольшую очень величину.

Контролируйте себя и будьте расслаблены

Инфлятор Шерон начал слегка подтравливать на последних нескольких дайвах, а сейчас ситуация ухудшилась, и девушке приходилось сдувать компенсатор каждые несколько минут. Медленно плывя вверх вдоль пологого дна, она думала над этой проблемой, когда на несколько минут ее внимание отвлек красивый скат. Вдруг она поняла, что совершает неконтролируемое всплытие. "Что делать? Где кнопка сдува компенсатора? Как это произошло? Не могу дышать! Не могу остановиться!" Шерон всплыла без сознания. Ей сильно повезло, что лечение в барокамере было успешным.

Контроль и расслабленность - ключи к безопасности, комфортному и приятному погружению. Наиболее важным аспектом является умственный контроль ситуации. В большинстве случаев, если вы можете думать, вы в состоянии сделать необходимое - является ли это поддержание плавучести и ориентации или нормальное расслабленное дыхание. В дайвинге ваш мозг и ваше тело должны работать вместе.

Однако, тренировки дайверов редко фокусируются на непосредственной помощи дайверам, которые испытывают физический и психический стресс во время погружения. Если не сдерживать себя, то увеличения стресса может привести и часто приводит к панике, т.е. внезапной и полной потере контроля над ситуацией.

Ключ - формирование и развитие навыков, которые позволяют дайверам оставаться расслабленными и держать ситуацию под контролем, правильно ориентироваться в пространстве и полностью сосредотачиваться на возможных проблемах. Такие дайверы редко попадают в критические ситуации.

Совершайте контролируемое всплытие

– Вы всплывали медленно и делали остановку безопасности? - спросил следователь.

– Нет, я никогда раньше этого не делал. Это никогда не было проблемой, - сказал пострадавший, и отправился на очередной сеанс в барокамере.

Всплывайте медленно, делайте остановку безопасности, чтобы предотвратить развитие декомпрессионной болезни, уменьшить риск баротравмы легких, воздушной эмболии, потери партнера и минимизировать риск соударения с надводным объектом (например, дайв-ботом).

Нормальное всплытие должно совершаться с нулевой плавучестью со сбросом воздуха из компенсатора или сухого костюма и минимумом движений, чтобы уменьшить физический стресс. Скорость подъема должна составлять не более 10 м/мин. Для более-менее глубоких погружений необходима и трехминутная остановка безопасности на 4 - 5 метрах. Фактически ее необходимо делать всегда на глубине 3 - 10 метров. Соответствующее время остановки можно определить, сверяясь с компьютером.

В критических ситуациях острой нехватки воздуха возможны варианты:

  • Всплывайте с нормальной скоростью, помня, что при всплытии вы получаете больше воздуха для дыхания.
  • Подключитесь к дополнительному источнику воздуха, например, если это возможно, дышите из октопуса вашего партнера.
  • Используйте воздух бадди, если он ближе, чем поверхность.
  • Совершайте более быстрое всплытие, чем обычно, с использованием ласт и поддутием компенсатора или сухого костюма.
  • Совершая контролируемое аварийное всплытие, управляя компенсатором и/или сбросив грузовой пояс.
  • В последнюю очередь, попробуйте поочередное дыхание с партнером из одной второй ступени, но только если вы хорошо освоили эту технику.

Хотя дайверы могут потерять контроль при всплытии, серьезная травма при этом не является неизбежным исходом. Риск травмы может быть значительно сокращен:

  • Расслабьтесь, дышите свободно, смотрите вверх.
  • Сбрасывайте воздух из компенсатора или сухого костюма.
  • Откиньтесь назад, раскиньте руки и ноги, следите за поверхностью.

Основываясь на испытаниях ScubaLab, эти процедуры могут либо полностью остановить неконтролируемое всплытие, если груза не были сброшены, или существенно замедлить скорость подъема.

Сохраняйте положительную плавучесть

Все с самого начала было неправильно. Гиды пропустили риф и погрузили группу над глубоководным участком. Все дайверы падали все глубже и глубже, быстрее и быстрее. Маркус помнил слова инструктора: "Если всякая надежда потеряна, добейся положительной плавучести". Маркус сбросил свой грузовой пояс и держал нажатой кнопку поддува компенсатора.

Сначала казалось, что ничего не происходит, затем что-то стало изменяться - давление стало меньше, стало светлее, легче дышать. Потом он вспомнил другой совет: "Расслабься, дыши глубже, осмотрись". Наконец, он достиг поверхности в шоке, но не пострадавший. К сожалению, не все отделались так легко.

Расследование несчастных случаев у дайверов показывает, что подавляющее большинство (от 80 до 100%) погибших не сбрасывали свой грузовой пояс. В случае большой опасности, сброс грузов с пострадавшего - одна из первейших и наиболее важных операций, которые может сделать спасатель.

Гораздо лучше иметь положительную плавучесть и всплыть на поверхность, рискуя получить декомпрессионную болезнь, чем упасть на дно и задохнуться.

Фундаментальной проблемой для сброса грузов является то, что дайверы не имеют достаточных навыков, чтобы сделать это правильно. Сброс грузового пояса двухшаговая операция: так называемая "быстрая протяжка" ("quick draw") - обеими руками хлопните по бедрам, нащупайте пояс и проведите руками до пряжки, затем расстегните ее и отбросьте пояс как можно дальше.

Интегрированные грузовые системы в компенсаторах могут потребовать работы одной или двух рук, могут быть право- или левосторонними, могут иметь часть сбрасываемых и часть не сбрасываемых грузов. Важнейший аспект использования таких систем - то, что вы и ваши партнеры знают, как они работают.

Другая печальная действительность случаев с летальным исходом состоит в том, что погибшие иногда сбрасывают или пытаются сбросить акваланг (регулятор, компенсатор и баллон) вместо грузового пояса.

Пройдите необходимое лечение

Инструктор находился рядом с девушкой, так как она не доверяла медперсоналу отделения реанимации маленькой местной клиники.

– Вы не понимаете? Этот дайвер всплыл на поверхность без сознания. У нее воздушная эмболия. Мы должны дать ей кислород и немедленно вызвать вертолет, чтобы доставить ее к барокамере!

– Успокойтесь и сядьте, - ответил доктор - я дежурный врач мы будем придерживать процедур, принятых в нашей клинике. Это понятно?

– Пожалуйста, позвоните в DAN, попросил инструктор.

В лечении случаев эмболии и декомпрессионной болезни за последние 10 лет был достигнут существенный прогресс. К сожалению, нас необходимо большое количество реанимационного оборудования и еще больше образовательных программ для дайверов и медицинских работников.

Первым шагом является распознавание проблемы в ходе оперативного осмотра в дорожных условиях. Следующие шаги включают проведение антишоковой терапии, кислородную ингаляцию и, если возможно, и питье. Разумеется, если это необходимо, то первейшей процедурой должно быть оживление пострадавшего.

Находитесь рядом с пострадавшим, поддерживайте его, а в это время необходимо вызвать эвакуаторов к ближайшему медицинскому центру. Единственное лечение эмболии и декомпрессионной болезни - кислородная барокамера.

Много клиник имеют небольшие одиночные камеры для проведения других медицинских процедур, так что с этим особых проблем нет. Однако, большинство из них ограничено максимальным давлением на уровне 20 м и могут подавать кислород только в течение коротких периодов времени.

Оптимальное лечение требует большой камеры, где персонал может находиться рядом с пациентом, возможны частые переключения с кислорода на воздух, в ходе которых врач может следить за развитием болезни, а также поддерживать давление до 6 атм. И использовать газовые смеси.

Дайвинг становится безопаснее

Каждый год совершается все большее количество погружений все большим количеством людей, и происходит все меньше несчастных случаев с летальным исходом, чем когда-либо ранее в истории подводного спорта. В 1970-х в среднем наблюдалось 124 смертельных случаев в год. В 1980-х - 90 случаев, в 1990-х - 89 случаев ежегодно. В то же время идет очень большое увеличение общего количества погружений.

Снижение тяжелых случаев идет из-за лучшего понимания специфики дайвинга, более подготовленных командах, лучшем контроле за погружениями. В последнее время мы видим лучшее снаряжение (особенно регуляторы, компенсаторы и дайв-компьютеры), более эффективную реакцию спасателей на критические ситуации, предупреждение опасных случаев, чтобы привести пострадавшего к как можно меньшему ущербу для здоровья.

Вернитесь к реальности: три мифа о несчастных случаях

Несмотря на возможные слухи, вам придется немало потрудиться, чтобы найти документальные свидетельства подобных несчастных случаев.

Атака акулы

Из очень небольшого числа нападений акул подавляющее число не относится к атакам на дайверов. Больше акул привлекают пловцы, серферы или люди оказавшиеся в воде из-за какого-либо несчастного случая. Из очень маленького количества атак на аквалангистов большинство вызвано провокациями акул острогой и почти все они не фатальные.

Баллоны-убийцы

Плохой воздух и взрыв баллонов происходят, но чрезвычайно низкое количество таких происшествий обязано высоким технологиям и серьезным системам контроля качества гипербарической техники.

Опасное снаряжение

На заре дайвинга во многих несчастных случаях были повинны регуляторы. Сегодня основные причины - компенсаторы и дайв-компьютеры. Хотя снаряжение может сработать неправильно, способствуя несчастному случаю, оно редко является единственной причиной несчастья. Наиболее общие проблемы - отсутствие необходимого снаряжения, его неправильное использование и обслуживание - все это человеческий фактор.

У вас есть опыт?

Большинство несчастных случаев происходит на открытой воде, а не в бассейнах и не во время сноркелинга. Большинство несчастных случаев происходит с рекреационными дайверами, имеющими небольшой опыт погружений. Сюда же относятся и происшествия во время тренировочных погружений, погружения неквалифицированных/несертифицированных дайверов - сильный аргумент в пользу продолжения обучения.

Другие статьи рубрики: Техника безопасности