Автор статьи попробовал разобраться, что будет при отказе подающего воздух снаряжения под водой, и изменится ли ситуация в зависимости от глубины.
Автор: Курт Боуэн (Curt Bowen)
На курсах обучения дайвингу мы отрабатываем случаи отказа снаряжения, учимся действовать в нештатной ситуации и проверять свое снаряжение перед погружением. Мы делаем все это в надежде, что сможем заметить проблему до того, как она станет серьезной, или сумеем хладнокровно решить ее, если она все-таки возникнет на глубине. Тем не менее, если что-то подобное все-таки случается, это всегда неожиданно и в самое неподходящее время.
Журнал Advanced Diver Magazine решил пойти чуть дальше и провел серию испытаний на разных глубинах, чтобы попробовать рассчитать, насколько возрастает серьезность ситуации с увеличением глубины погружения.
Тест
Мы имитировали четыре разных варианта отказа снаряжения на четырех глубинах и засекли время. Для тестов мы использовали 11-литровый алюминиевый баллон, забитый до 200 бар. Мы засекали, сколько времени потребуется, чтобы из баллона вышел весь воздух, и давление упало с 200 до 0 бар.
Имитация отказа снаряжения
1. Отказ шланга высокого давления. На первую ступень заранее устанавливается надрезанный шланг высокого давления. Вентиль 11-литрового баллона полностью открывается на заданной глубине. Засекается время, за которое весь воздух (2265 литров под давлением 200 атм) стравливается из баллона.
2. Отказ шланга низкого давления. На первую ступень заранее устанавливается надрезанный шланг низкого давления. Вентиль 11-литрового баллона полностью открывается на заданной глубине. Засекается время, за которое весь воздух (2265 литров под давлением 200 атм) стравливается из баллона.
3. Отказ разрывного диска. Разрывной диск извлекается из вентиля баллона на заданной глубине. Засекается время, за которое весь воздух (2265 литров под давлением 200 атм) стравливается из баллона.
4. Вторая ступень регулятора в режиме непрерывной подачи газа (фри-флоу). На заданной глубине засекается время, нажимается кнопка принудительной подачи воздуха на высокопроизводительной второй ступени и держится нажатой, пока баллон не опустеет.
Результаты теста четко показывают, что при любом серьезном отказе регулятора или вентиля (за исключением повреждения шланга высокого давления) за считанные секунды произойдет катастрофическая потеря газа.
Практическое применение полученной информации
В крайней правой колонке второй таблицы показано, сколько литров газа стравливается за 15 секунд (расчетное время, которое потребуется дайверу, чтобы заметить проблему, осознать ее и перекрыть изолирующий вентиль или отключить вышедший из строя регулятор – предполагается, что у дайвера есть такая возможность). Конечно, в некоторых ситуациях (например, при отказе разрывного диска или о-ринга на горловине баллона), предотвратить полную потерю воздуха в поврежденном баллоне невозможно.
Лучшее решение в такой ситуации – сохранить максимально возможный запас воздуха, а конкретные действия дайвера будут зависеть от конфигурации его снаряжения: спарка с изолирующим вентилем, независимая спарка или отдельные баллоны в конфигурации сайд-маунт. Но в любом случае, и особенно для технических дайверов, совершающих экстремальные погружения, приоритетом остается наличие рядом надежного напарника, умение слаженно работать в команде и правильная эксплуатация снаряжения с регулярными техосмотрами.
Важно! Обратите внимание, что в статье замеряется время стравливания полного 11-литрового баллона, забитого до 200 бар. При меньшем давлении в баллоне время стравливания также сократится.
Также заметьте, что в статье идет речь о самодостаточных либо технических дайверах, имеющих с собой дублирующий источник воздуха. Отсюда советы перекрыть вентиль и т.п. Для рекреационного дайвера единственно правильным решением будет прервать погружение и всплывать.
Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайта www.advanceddivermagazine.com