Расследование пожара на сафарийнике в США – итоги и выводы

26.11.20

Расследование пожара на сафарийнике в США – итоги и выводы

Автор: Darcy Kieran

В сентябре 2019 года у берегов Калифорнии произошел пожар на борту небольшого 23-метрового сафарийного дайв-бота Conception. Пожар начался ночью. Погибли все 33 пассажира и один член команды, ночевавший внизу. Капитан и четыре остальных члена команды, спавшие на верхней палубе, едва спаслись. Спустя год Национальный комитет транспортной безопасности США (NTSB) опубликовал результаты расследования, а Береговая охрана США обнародовала изменения в правилах и рекомендациях для небольших судов и сафарийников.

Что делать владельцам дайв-ботов

Если вы проводите дайв-сафари, неважно, на территории Соединенных Штатов или за ее пределами, вам следует обязательно учесть данные рекомендации в своей работе. Дайвинг – вещь интернациональная. Ваши клиенты рассчитывают, что вы будете следовать самым жестким правилам безопасности. И… вы ведь не хотите, чтобы название вашего бота фигурировало в новостях рядом со словами «пожар» и «пострадавшие», верно?

Что делать дайверам

Это ваша жизнь! Будьте внимательны, не пренебрегайте техникой безопасности ради собственного удобства. В частности, не оставляйте свою технику заряжаться без присмотра (на этом мы еще остановимся подробно). Не ругайтесь с членами команды – а лучше помогите им выполнить все требования правил для обеспечения вашей же безопасности.

Расследование пожара на сафарийнике в США – итоги и выводы

Итак… Что случилось?

Прежде чем перейти к рекомендациям и правилам, давайте кратко обсудим, что же все-таки случилось год назад. Это поможет нам понять, что делать, чтобы такого больше не повторилось.

Конкретный источник возгорания установить не удалось, но известно, что пожар начался в кают-компании на главной палубе, где на ночь были оставлены для зарядки аккумуляторы. Пожар заметили не сразу, поскольку в этой зоне не было детекторов дыма и тепловых датчиков.

Люди спали на нижней палубе, под кают-компанией. Как требуют правила, в спальном отсеке пожарные датчики были. Но поскольку дым обычно поднимается вверх, к тому моменту, когда сработали детекторы дыма на нижней палубе, пожар уже разгорелся в полную силу.

Оба выхода из спального отсека вели в одно и то же помещение – в кают-компанию, где бушевал пожар. К тому же один из выходов был крайне сложен в использовании.

И хотя все эти моменты сыграли роковую роль в трагедии, нарушений закона здесь не было – все соответствовало требованиям и правилам для сафарийных дайв-ботов. Именно поэтому комитет NTSB рекомендовал изменить правила.

Настоящая причина

По мнению членов NTSB, причиной трагедии был не пожар. Пожар, по тем или иным причинам, может возникнуть в любой момент. Но вот то, что члены команды не заметили опасность вовремя и не эвакуировали пассажиров – это и привело непосредственно к трагедии. И связано это с тем, что на судне не было вахтенного.

Правила требуют, чтобы на корабле ночью был вахтенный. Кто-то должен бодрствовать и следить за порядком всю ночь, пока спят пассажиры. Но вахтенного не было. Все члены команды тоже спали.

Эксперты сочли, что это недосмотр компании «Truth Aquatics», которая организовывала сафари на данном судне. В заключении Национального комитета транспортной безопасности NTSB сказано, что настоящей причиной трагедии (большого числа погибших) стала: «неспособность компании «Truth Aquatics» обеспечить эффективный контроль за эксплуатацией судна и работой экипажа, включая соблюдение требования выставлять ночную вахту, что позволило пожару, возникшему по неизвестной причине на корме, в районе кают-компании на главной палубе, разгореться, оставаясь незамеченным».

Более того, одна из членов комитета NTSB, Дженнифер Хоминди, заявила: «Я против термина «несчастный случай» в данном деле, поскольку я считаю, что если вы не можете заставить своих сотрудников выполнять правила безопасности – это не несчастный случай».

Расследование пожара на сафарийнике в США – итоги и выводы 
Остатки сгоревшего бота, 2 сентября 2019 года (photo: Ventura County Fire Department via NTSB)

Так… и что дальше?

К сожалению, люди обычно начинают улучшать правила безопасности только после какой-нибудь трагедии – но так оно и есть. По итогам расследования, 20 октября этого года комитет NTSB выпустил ряд рекомендаций, а 29 октября новые правила обнародовала Береговая охрана США. Перечислим основные моменты (важно: эта статья предназначена для информирования любителей, профессионалам следует руководствоваться официальными документами в первоисточнике).

Литий-ионные аккумуляторы

  1. Каждую розетку следует использовать для зарядки только одного прибора. Не пользуйтесь тройниками и удлинителями, не подключайте устройства цепочкой, не создавайте из них гирлянды. Понятно, что это требование выполнить не так просто, особенно если на борту 20 дайверов, и у каждого по три устройства на зарядку. Но безопасность прежде всего!
  2. Литиевые аккумуляторы и снабженные ими устройства следует отключать от сети после того, как они полностью зарядятся. Поэтому нельзя оставлять ваши приборы заряжаться на ночь – вы пропустите момент, когда их необходимо будет отключить от сети. Впрочем, возможно, вам удастся договориться с вахтенным, и он вам поможет.

Брифинг по безопасности

Береговая охрана США рекомендует дайв-операторам на первом брифинге по безопасности на борту объяснять пассажирам правила безопасности при зарядке литий-ионных аккумуляторов и связанные с ними ограничения. По мнению Береговой Охраны, это может включать просьбу к пассажирам по прибытии на борт сложить съемные аккумуляторы в специально предназначенное место и возложение на членов команды обязанности проверить, что все принесенные на борт аккумуляторы соответствуют сертификационным стандартам.

Круглосуточная работа

В любой момент времени на борту должен бодрствовать один из членов команды. Ночью специально назначенный вахтенный должен периодически обходить судно, проверяя, все ли в порядке. Организаторы дайв-сафари должны строго выполнять все требования к безопасности. Просто сидеть и надеяться, что все будет хорошо – в корне неверная политика, так работать нельзя. В этой связи члены комитета NTSB заявили, что «предполагаемая 30-летняя история безопасной работы владельцев сгоревшего судна, компании Truth Aquatics, на самом деле не более чем история 30-летнего везения».

Что делать мне, дайверу?

Организаторы сафари и члены команды отвечают за вашу безопасность. Но если они не смогут выполнить свою работу должным образом, то пострадавшим окажетесь вы. Так что вам, пожалуй, следует знать, какие требования предъявляются к безопасности, чтобы вы могли убедиться, что они выполняются должным образом. Если вы видите явные нарушения, если вы понимаете, что организаторы пренебрегают техникой безопасности, то я бы рекомендовал вам воздержаться от выхода в море на данном сафарийном боте. В конце концов, жизнь у меня одна, а сафарийников, из которых я могу выбирать, много.

Берегите себя! Хорошей нырялки.

Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайта www.xray-mag.com