Подводная фотоохота – что это такое и как этим заняться

23.04.20

Автор: Олег Гаврилин

Подводная фотоохота – что это такое и как этим заняться

Начнем с определения. Согласно статье в Википедии, фотоохо́та (англ. Wildlife Photography) — вид фотографии, объектом съёмки в котором являются птицы, звери, насекомые и другие существа в естественных природных условиях. Объединяет в себе три аспекта:

1) спортивный (поэтому может рассматриваться также как самостоятельный вид спортивной охоты, появившийся в начале XX века и ставший особенно популярным в наше время);

2) познавательный, в котором смыкается с фотографией как методом научных исследований в области биологии, где документальность рассматривается как основное требование;

3) художественный, так как образует один из видов художественной фотографии как вида искусства — в этом случае эстетический критерий становится основным для оценки результатов. (Wikipedia.Org)

В каждом из нас живет охотник. В каждом мужчине-то уж точно. Даже если он вегетарианец, то на уровне генетической памяти и древних инстинктов он все равно охотник. Добытчик. И по этой причине в эмоциональной шкале ценностей мало что может сравниться с удовольствием от победы в поединке с сильным и умелым противником. Радость от общения с природой, волнующее ожидание, азарт выслеживания и абсолютный адреналиновый шторм буквально «сносящий крышу» в тот самый момент истины, когда только вы определяете дальнейшую судьбу противника.

В нашем конкретном случае этим самым «противником» или трофеем является рыба, ведь речь о подводной фотоохоте. В чем же ее особенности и коренные отличия от «обычной» подводной охоты?

Подводная фотоохота – что это такое и как этим заняться

По моему мнению, сделать хороший снимок зачастую намного сложнее, чем произвести удачный выстрел. Приведу простой пример: для того чтобы взять рыбу, нам бывает вполне достаточно увидеть фрагмент её тела (например, кусок спины щуки, торчащий из водорослей, или голову группера, выглядывающего из-под камня) и иметь пару секунд времени, чтобы навести наше ружье и послать гарпун в цель. Для того же чтобы сделать качественный снимок, мы должны не только увидеть рыбу целиком, но и еще потратить довольно много дополнительного времени для того, чтобы выбрать верную композицию кадра и дать автофокусу камеры возможность сработать надлежащим образом.
Следовательно, в подводной фотоохоте мы чаще всего вынуждены совершать более долгие нырки, нежели чем во время простой подводной охоты.

Как я писал выше, во время подводной фотоохоты между моментом первичного обнаружения «трофея» и моментом нажатия на спуск камеры проходит значительно больше времени, причем, все это время мы находимся в непосредственной близи от рыбы, и она в любой момент может увидеть нас или почувствовать вибрации боковой линией и броситься в бегство. Чтобы уменьшить вероятность этого, мы должны уметь двигаться максимально незаметно. А для овладения этим самым незаметным перемещением мы должны понять следующие базовые принципы.

У рыбы два основных органа чувств: зрение (на расстояниях не более 10 метров, в зависимости от прозрачности воды) и боковая линия, способная воспринимать вибрации, возникающие при перемещении объектов в воде. По моим наблюдениям, рыба реагирует на производимые ныряльщиком вибрации на расстояниях 15 метров и менее (параметр зависит от шумовой обстановки на данной акватории). Во время фотографирования мы вынуждены находиться к рыбе достаточно близко. И она вполне может обнаружить наше присутствие и визуально, и по производимым вибрациям.

Подводная фотоохота – что это такое и как этим заняться

Вывод 1. При фотоохоте использование гидрокостюмов с камуфляжной расцветкой становится намного более необходимым, чем при обычной охоте. Естественно, что универсального камуфляжа просто не существует, и нам стоит подбирать гидрокостюм с расцветкой, наиболее хорошо подходящей под цветовую палитру, преобладающую именно на том участке водоема, где вы и ищете свой объект для съемки. Например, гидрокостюмы OMER Holostone подходят под условия охоты на Черном и Средиземном море, а вот камуфляж Sporasub Seagreen, несмотря на свое название, идеально соответствует окраске дна пригодных для фотоохоты (читай, прозрачных) рек и озер.

Вывод 2. Чтобы не напугать рыбу вибрациями, производимыми при нырке, мы должны производить этих самых вибраций как можно меньше. То есть, чем меньше мы двигаемся – тем лучше. Но перемещаться под водой нам же как-то нужно? Если подумать, то решение лежит на поверхности. Чем меньше мы совершаем гребков на единицу расстояния, тем лучше. Следовательно, каждый гребок должен быть достаточно эффективным и мощным. А такого гребка мы можем добиться только в том случае, если будем использовать настоящие охотничьи ласты с длинными и эффективными лопастями. Для фотоохотников, на мой взгляд, наилучшим образом подойдут ласты OMER Stingray Short (для неглубоких пресноводных водоемов) и Sporasub Spitfire Kelp (для морской фотоохоты).

Подводная фотоохота – что это такое и как этим заняться

Вывод 3. Эта самая вибрация, способная испугать рыбу, может явиться не только следствием наших слишком сильных и торопливых движений, но и результатом неловкого прикосновения к дну (или любым другим предметам, находящимся на дне и способным издавать шум при касании их фотографом). То есть, фотограф должен иметь возможность неподвижно зависать в нейтральной плавучести – и не падая на дно, и не всплывая. Это весьма непростая задача, и решить её можно только комплексом мер. Во-первых, груза должны быть подобраны конкретно под данный конкретный водоем и равномерно распределены по телу. В этом нам поможет, во-первых, предварительно проведенная разведка (перед тем как идти нырять, нужно собрать информацию об этом водоеме и представлять себе его карту глубин), а, во-вторых, жилеты-разгрузки. Посредством которых мы уже сможем разместить груз надлежащим образом. В качестве такой жилетки-разгрузки отлично подойдут жилет OMER by Marco Bardi или быстро-сбрасываемая грузовая сбруя Sporasub Quickrelease. Что удобно, оба этих аксессуара производятся не только в классическом черном цвете, но и в камуфляжной раскраске.