Автор: Emma Farrell
Количество грузов, которые вам понадобятся для погружений на задержке дыхания, зависит от ряда факторов:
- ваш вес;
- ваше телосложение;
- толщина вашего гидрокостюма;
- в соленой или пресной воде вы ныряете;
- глубина, на которую вы ныряете.
Подход меняется в зависимости от ситуации. Но есть одна константа, которая остается неизменной – в целях безопасности вы должны вывешиваться так, чтобы иметь положительную плавучесть на поверхности. Вы должны убедиться, что останетесь на поверхности даже после того, как сделаете полный выдох. Потому что, если во время нырка у вас возникнут проблемы, вы кровно заинтересованы в том, чтобы вашему напарнику было максимально легко поднять вас на поверхность и удерживать вас там на плаву.
Температура воды имеет большое значение в подборе количества грузов. Чем теплее вода, тем тоньше гидрокостюм вы, скорее всего, выберете, и тем меньше грузов вам понадобится – потому что гидрокостюм обладает большой положительной плавучестью. В среднем, мужчины имеют большую плотность, чем женщины, поэтому во многих случаях им либо вообще не нужны груза, либо нужна даже дополнительная плавучесть, чтобы удержаться на поверхности воды при полном выдохе. При этом фридайверы нередко все равно надевают грузовой пояс, просто без грузов – чтобы штаны и куртка гидрокостюма плотнее прилегали друг к другу.
Во фридайвинге используются различные грузовые системы, но самая важная характеристика любой из них – насколько просто и быстро ее можно сбросить в случае необходимости. Любая грузовая система должна иметь возможность быстрого сброса, которой при необходимости воспользуетесь вы или ваш напарник, чтобы поднять вас на поверхность.
Чаще всего фридайверы используют эластичные грузовые пояса или шейный груз. Большинство фридайверов начинают с эластичного грузового пояса с равномерно распределенными по нему небольшими грузами, туго затянутого вокруг бедер, чтобы он не мешал диафрагмальному дыханию.
Некоторые фридайверы позже добавляют к поясу шейный груз, чтобы помочь выровнять положение тела под водой в динамических дисциплинах или добиться большей обтекаемости во время свободного падения в глубинных дисциплинах. Некоторые фридайверы используют только шейный груз. Один из недостатков этого груза состоит в том, что, в зависимости от его веса, спортсмену нужны сильные мышцы шеи, чтобы держать голову прямо, когда он находится на поверхности. Большинство фридайверов не любят, когда им что-то мешает держать голову прямо.
Термин «нейтральная плавучесть» означает состояние равновесия, когда вы, находясь в толще воды, не всплываете и не тонете. Чтобы узнать, где для вас находится эта точка нейтральной плавучести, вам понадобится трос с отметкой на 10 метрах или немаркированный трос и подводный компьютер. Нырните вдоль троса на 10 метров, остановитесь, отпустите трос и посмотрите, что будет – вы начнете всплывать, погружаться или останетесь на этой глубине. Если вы остались на месте, значит, в текущей конфигурации снаряжения и грузов, это ваша нейтральная плавучесть. Если вы начали всплывать или тонуть, вернитесь на поверхность и измените глубину или количество грузов, чтобы иметь нейтральную плавучесть на нужной вам глубине.
Ели вы новичок во фридайвинге, то никто не ждет от вас, чтобы вы ныряли на 10 метров прямо с первого занятия, и потом болтались там, выясняя, нейтральная ли у вас плавучесть на этой глубине. Так что, для начинающих есть метод попроще, хотя и не такой точный. Для начала, наденьте свою грузовую систему и войдите в воду. Затем примите в воде вертикальное положение – руки вдоль тела, ластами не подгребайте. При полном выдохе вы должны погрузиться в воду так, чтобы ваша нижняя губа осталась над водой. Линия поверхности воды должна находиться между вашим подбородком и нижней губой. Если ваш рот оказался под водой, вам надо убрать часть грузов. Если при выдохе вода не достала до вашего подбородка, грузов следует добавить.
Теперь давайте рассмотрим, какое количество грузов требуется для разных дисциплин и видов фридайвинга, и на что вам следует обратить внимание при подгонке вашей собственной грузовой системы.
Статика (STA) – Груза не используются. Спортсмен должен без усилий уверенно держаться на поверхности в любой момент времени.
Динамика в ластах (DYN) – Здесь грузовая система во многом зависит от распределения плавучести в вашем теле. В среднем, у женщин больше положительной плавучести в нижней части корпуса, поэтому им больше подходят грузовые пояса, тогда как у мужчин больше положительной плавучести в голове (не смейтесь), поэтому им лучше подойдет шейный груз. Ваша задача – подобрать груза так, чтобы иметь возможность работать ластами и скользить в толще воды, не всплывая на поверхность и не падая на дно бассейна. Для того чтобы достичь идеального баланса, вам, возможно, придется долго экспериментировать. А в случае, если изменится конфигурация снаряжения или ваше телосложение, то груза придется подбирать заново.
Динамика без ласт (DNF) – Те же принципы, что в динамике с ластами, применяются и в динамике без ласт, только здесь добиться правильной развесовки гораздо сложнее. В ластах вы легко можете скорректировать положение вашего тела под водой. Без ласт, у вас нет той степени контроля и движущей силы, поэтому даже небольшая неточность в подборе и распределении грузов может оказать свое влияние на результат. Многие топовые спортсмены говорят, что количество и распределение грузов меняется постоянно, поэтому правильно подобрать грузы может быть самой сложной задачей в этой дисциплине.
Погружения с постоянным весом в ластах (CWT) – Для безопасности, при любом погружении глубже 15 метров, вы должны иметь нейтральную плавучесть на глубине 10-12 метров. Дело в том, что блэкаут (потеря сознания) происходит чаще всего на последних 10 метрах всплытия. Поэтому крайне важно, чтобы, начиная с 10 метров и выше, у вас была положительная плавучесть. Фридайверы, участвующие в спортивных соревнованиях и чемпионатах, могут подбирать груза так, чтобы иметь нейтральную плавучесть на большей глубине – чтобы к моменту, когда они поднимутся до глубины 10 метров, можно было перестать работать ластами. Когда люди начинают осваивать фридайвинг, им хочется взять больше грузов, потому что с ними проще уйти под воду. Но неправильная техника нырка – не повод перегружаться. Лучше приложить усилия к тому, чтобы овладеть правильной техникой заныривания, и делать это с правильным количеством грузов, соблюдая технику безопасности.
Погружения с постоянным весом без ласт (CNF) – К погружениям с постоянным весом без ласт применяются те же принципы, что и с ластами. Хотя, здесь может иметь место тенденция брать чуть больше грузов, поскольку начальный этап нырка без ласт дается сложнее. Но, опять-таки, с точки зрения как безопасности, так и психологии, лучше взять меньше грузов, чтобы вам было легче на всплытии – особенно когда ваши мышцы горят от накопившейся молочной кислоты, а уровень кислорода в организме стремительно падает.
Любительский фридайвинг – Если вы ныряете на неглубоком рифе, то вам надо рассчитать количество грузов так, чтобы вы были немного подгружены, но при этом все равно имели положительную плавучесть на поверхности воды. Если дно находится на глубине 4 метра, то фридайверу будет сложновато нырять, имея нейтральную плавучесть на 10 метрах – его все время будет выбрасывать на поверхность. Ныряя на мелководье, лучше иметь нейтральную плавучесть на глубине чуть меньшей, чем глубина дна. Так вам будет проще плыть вдоль дна, не задевая его и не сбивая кораллы, если они там есть.
Свободные погружения (FIM) – Так же, как в погружениях с постоянным весом, вам нужно иметь нейтральную плавучесть на глубине хотя бы 10 метров. Если вы погружаетесь по тросу на меньшие глубины, например, чтобы отработать технику продувки, тогда вам, возможно, будет удобнее взять больше грузов и не прикладывать лишних усилий, чтобы удержаться на глубине 3 метра. Кроме того, если вы отрабатываете продувку, погружаясь ногами вниз, подумайте об использовании грузов на лодыжки. Это позволит вам сохранять максимально обтекаемое положение в воде и полностью сосредоточиться только на продувке, а не беспокоиться о том, чтобы ваши ноги не всплыли, и вас не развернуло.
Погружения с переменным весом (VWT) – В этой дисциплине вам не нужно прикладывать никаких усилий, чтобы уйти на глубину, поэтому может оказаться полезно иметь точку нейтральной плавучести на большей глубине – это поможет вам на всплытии. Обычно фридайверы в этой дисциплине вообще не используют груза – только грузовой пояс, без свинца, чтобы плотнее прижать гидрокостюм. Нередко гидрокостюм выбирают более толстый, он не только обеспечивает дополнительную положительную плавучесть, но и защищает от холодной воды на глубине.
Погружения No Limits – Как и в погружениях с переменным весом, для спуска используется груженый слэд, поэтому на себя надевать груза нет необходимости. На обратном пути специальное устройство так же поднимает вас к поверхности. Поэтому гидрокостюм выбирают потолще, с учетом холодной температуры на глубине, и для того чтобы иметь немного дополнительной положительной плавучести на всплытии на случай отказа подъемной системы.
Выбирая глубину, на которой у вас будет нейтральная плавучесть, учитывайте своего напарника, его возможности во фридайвинге и его готовность действовать, если ему придется вас спасать. Поскольку количество грузов меняется в зависимости от множества самых разных факторов, важно вести записи – сколько грузов вы брали в тех или иных условиях, с тем или иным комплектом снаряжения. Также полезно будет брать с собой на место погружений дополнительный полукилограммовый груз для пояса и шейные грузы разного веса, чтобы вы могли более точно отрегулировать свою грузовую систему.
Самое важное – выбранная вами грузовая система должна быть знакома и вам, и вашему напарнику, вы должны уметь уверенно с ней обращаться и знать, как быстро сбросить ее при необходимости. Безопасность всегда должна быть в приоритете.
Подводный портал www.tetis.ru по материалам сайта www.deeperblue.com