Итак, вы обзавелись своей первой камерой для подводной фотосъемки. Круто!... Что дальше? Просто взять ее и прыгнуть в воду?
Текст и фото: Ларс Стенхолт Кёркегаард (Lars Stenholt Kirkegaard)
Попробуйте расспросить новичков в подводной фотографии, как они планировали свое первое погружение с фотокамерой, и чаще всего вам ответят, что даже не думали об этом. И именно поэтому первые погружения с камерой нередко приносят одно разочарование.
Пара слов о главном
Хотя подводная фотосъемка сильно отличается от наземной, это искусство не так сложно освоить. Но вы должны быть готовы отложить в сторону все свои представления о фотографии и научиться подходить к подготовке совершенно иначе.Вы можете иметь все основания считать себя опытным фотографом и знать свою камеру, как свои же пять пальцев, но как только вы уберете ее в подводный бокс, все кнопки, рычаги и их расположение вам придется осваивать заново.Поэтому для начала не пожалейте времени, чтобы как следует ознакомиться со своим подводным боксом – вы должны не только знать, где находится каждая из кнопок, но и (что более важно!) уметь их различать с закрытыми глазами.И, давайте уж начистоту… Вы ведь не читали инструкцию, правда? Вы можете думать, что прочитали ее, вы можете заверить в этом своих друзей, но на самом деле в девяноста девяти случаях из ста это означает, что вы ее просто пролистали.Секрет правильного прочтения инструкции заключается в том, что не надо пытаться прочитать ее всю подряд за один раз, как художественную книгу. Для начала прочитайте оглавление и выберите основные разделы, которые вам обязательно понадобятся.
В большинстве инструкций одна и та же информация повторяется по нескольку раз, но вам нет нужды читать все подряд – переходите сразу к главному. А вот основные разделы надо читать внимательно, с камерой в руках, чтобы сразу на практике проделывать все, о чем вы читаете.
Что вам нужно знать
Разумеется, вы должны знать, как правильно убрать камеру в герметичный бокс. После того, как камера убрана в подводный бокс, вы должны уметь включить и выключить камеру, вспышку, настроить ISO, перейти от режима Auto к режиму Manual, установить выдержку и диафрагму и, наконец, знать как войти в меню и перейти к настройкам.Про подробное меню и прочие настройки пока забудьте, они могут подождать.
Не выходя из дома
Правило №1: фотоаппаратура должна быть собрана и готова к работе еще дома.Большинство случаев затопления подводного бокса связаны с тем, что камеру убирали в бокс в спешке, не проверив все как следует. Соответствующее предупреждение обычно печатается на первой странице каждой инструкции. Но если вы толком не читали инструкцию, вы этого не узнаете…Вот почему «боксировать» камеру нужно дома, сидя за столом, на котором нет ничего лишнего, в спокойной обстановке – это существенно снизит риск затопления бокса.
Для начала уберите камеру в бокс и полностью подготовьте ее к погружению. Теперь разберите всю систему обратно. Попрактикуйтесь, убедитесь, что камера правильно расположена в боксе, а бокс закрывается без проблем.
После того, как вы закрыли подводный бокс, самое время проверить его на герметичность. Аккуратно опустите его, например, в ведро с водой и покрутите, понажимайте кнопки. Пара пузырьков воздуха может выйти из различных деталей бокса, но если пузырьков больше и идут они цепочкой – это повод сразу же вынуть камеру из воды и еще раз проверить, правильно ли закрыт бокс, не попал ли в стык волосок, не «зажевался» ли о-ринг.Все эти предосторожности позволят вам решить некоторые из возможных проблем заранее – до того, как наступит время идти в воду.
Базовые настройки
К этому моменту вам уже, вероятно кажется, что настроек так много, что все запомнить и установить правильные значения просто невозможно. Что ж, когда речь заходит о настройках камеры, в вашем распоряжении три базовых параметра, с помощью которых вы можете контролировать качество снимка: диафрагма, выдержка и ISO.И хотя вы можете думать, что в вашей камере таких настроек нет, на самом деле именно разными сочетаниями этих трех параметров отличаются друг от друга предустановленные автоматические режимы съемки, имеющиеся в большинстве современных камер.Практически во всех камерах есть автоматический режим, чаще всего обозначаемый буквой «P». Вы должны знать, как он включается – если остальные режимы не сработают, именно этот режим гарантирует вам, что по выходу из воды вы найдете на карте памяти своего фотоаппарата хотя бы несколько более-менее приличных фотографий.Вы, конечно, можете попробовать все предустановленные режимы, имеющиеся в камере. Но лучше забивайте себе голову другими режимами, если раньше вы ими не пользовались. Для начала постарайтесь упростить себе задачу, пользуясь только теми функциями, с которыми вы хорошо знакомы.В перспективе любой подводный фотограф ставит себе целью переход на ручной режим съемки. Когда вы достигнете этого уровня, вы сможете получать отличные результаты. Но для этого вам нужно будет точно знать, как работают три выше упомянутых базовых параметра, и что получится, если вы установите те или иные их значения.
Два шага
Я всегда говорю своим ученикам, что в ходе одного дайва можно попробовать два разных варианта настроек. Вариант №1 – тот, который вы хотели бы освоить, но прежде никогда не пробовали или пробовали, но недостаточно. Вариант №2 – тот, который вам уже хорошо знаком, и к которому вы всегда сможете вернуться в ходе погружения, если с первым ничего не получится. Вы должны точно знать, как переключиться между этими двумя вариантами настроек, чтобы вы смогли запросто сделать это, даже находясь глубоко в мутной холодной воде, когда вам нужно помнить и контролировать много других вещей, помимо настроек вашей камеры.
Новичку в подводной съемке начинать следует с режима «Auto» – вы сами устанавливаете ISO, но все остальные настройки за вас выбирает камера.
ISO – это светочувствительность матрицы вашей камеры, увеличивая значение этого параметра в настройках, вы повышаете чувствительность вашей камеры к свету. Если вы планируете глубокое погружение или собираетесь нырнуть во второй половине дня, вам следует установить самое большое значение ISO, так как естественного света под водой будет мало. Но бесплатный сыр только в мышеловке, и за увеличение светочувствительности вы расплатитесь появлением «шума» на изображении. Немного «шумное» фото – это не страшно, но если шума слишком много, он безвозвратно испортит качество изображения.
Насколько большое ISO вы сможете выставить на своей камере, зависит от ее качества. Здесь в полной мере действует старый добрый принцип «за что платишь, то и получаешь». Как правило, дешевые фотокамеры дают плохое изображение при низком освещении.
Все это прямо-таки заколдованный круг для подводных фотографов, которые как раз снимают преимущественно при недостатке освещения.
Когда вы наберетесь опыта, режим Auto и ручная установка ISO станут для вас вариантом №2 – тем, к которому вы всегда сможете вернуться. А вариантом №1 станет режим, позволяющий вам научиться правильно выбирать значения выдержки и диафрагмы, чтобы получить качественное изображение.
Выдержка и диафрагма – самые часто используемые настройки для владельцев зеркальных камер. Многие топовые модели «мыльниц» также имеют эти настройки, но не забудьте убедиться, что выбранный подводный бокс даст вам доступ к ним.
Существует множество всевозможных режимов и настроек, но большинство из них – это просто готовое сочетание все тех же трех базовых параметров. Очень важно не пытаться сделать слишком много всего в ходе первого погружения с камерой. И не забудьте про хорошо знакомый вам режим, на который вы должны иметь возможность переключиться под водой.
Не усложняйте себе задачу – чем проще, тем лучше, т.к. на «все и сразу» времени погружения не хватит.
Правильный напарник
Подводный фотограф должен рассматривать себя как потенциального соло-дайвера. Не то чтобы вы должны нырять в гордом одиночестве, но фотографы имеют тенденцию увлекаться съемкой, безнадежно отставая от группы.
Перед погружением условьтесь с напарником о порядке погружения – как вы будете держаться вместе. Если у вашего напарника нет камеры, то велика вероятность, что через некоторое время ему станет скучно рядом с вами и захочется отплыть в сторону, чтобы осмотреться.
Любая фотосъемка, а подводная в особенности, - это увлечение, требующее много времени. Рано или поздно вы познакомитесь с другими дайверами, предпочитающими нырять с фотокамерой. Подводная фотосъемка – командный спорт, им лучше и безопаснее наслаждаться в компании с тем, кто разделяет ваше увлечение.
Если ваш напарник не заинтересовался подводной съемкой, но вы все-таки хотите нырять вместе, для него все равно найдется занятие во время погружения. Он (или она) может следить за направлением и временем погружения, освободив вас от этой задачи, может выступить в роли подводной фотомодели, может разыскивать для вас интересные объекты для фотосъемки (например, всякую мелкую подводную живность для макросъемки) или, скажем, держать дополнительный свет, помогая создавать в кадре интересное освещение. Словом, вариантов великое множество. Но уплыть и оставить вас одного – уж точно не вариант!
Удобный дайв-сайт
Для первых погружений с фотокамерой постарайтесь подобрать удобный дайв-сайт. Такой, где вы с комфортом сможете войти в воду с камерой, выйти из воды, и где вам не придется тратить время и силы на борьбу с условиями погружения (например, течением).
Обычно найти такое место не очень сложно. У большинства опытных подводных фотографов есть любимый дайв-сайт, по возможности, недалеко от дома, где они «обкатывают» новую фототехнику и новые приемы съемки.
Это не обязательно должно быть какое-то невероятно богатое подводной флорой и фауной место. Когда вы начинаете погружаться с фотокамерой, у вас возникает ощущение, словно вы надели волшебные очки. Вы вдруг начинаете видеть то, чего раньше не замечали.
P.S.: Несколько полезных советов от Подводного портала
Основное правило подводного фотографа – камера должна быть как можно ближе к объекту съемки. Чем меньше воды между объективом и тем, что вы хотите сфотографировать, тем меньше в кадр попадет взвеси, и тем более четкой и яркой будет картинка. Но не забывайте, что среди подводных обитателей есть и такие, от которых следует держаться подальше – все-таки это дикая природа, а не зоопарк.
Учтите, что у человеческого глаза возможностей гораздо больше, чем у оптики вашей фотокамеры – если вода не слишком прозрачная, то ваша камера вполне может «не увидеть» проплывающего в десяти метрах дельфина, которого прекрасно видите вы.
Примите во внимание время, которое требуется камере для срабатывания затвора. Если затвор срабатывает не в момент нажатия кнопки, и камера еще какие-то доли секунды «думает», то не пытайтесь фотографировать рыбу – она двигается слишком быстро, и на фотографиях вы, скорее всего, получите одни хвосты. Начните с менее шустрых объектов.
Если внешней вспышки у вас пока что нет, а сине-зеленых кадров не хочется, хорошим решением проблемы может стать ручная установка баланса белого (если такая опция есть в вашей камере). Не забудьте убедиться, что подводный бокс дает вам доступ к этой функции, и что вы взяли с собой подходящую белую планшетку. И учтите, что баланс белого придется настраивать перед каждым кадром – изменение глубины даже на пару метров может привести к тому, что вы получите либо сине-зеленое, либо красно-оранжевое изображение.
Если вы долго снимаете какой-то объект, пытаясь получить желанное фото, не забывайте проверять манометр и оглядываться вокруг через каждые несколько кадров. Лучше, чтобы это сразу вошло у вас в привычку, поскольку фотографы имеют тенденцию увлекаться съемкой и забывать про все на свете.
Не ждите слишком многого от первой подводной съемки. В этот раз ваша основная задача – освоиться с фотокамерой под водой и более-менее понять, как все это работает. Помните, хорошие кадры обязательно будут, просто чуть позже.
Подводный портал www.xray-mag.com