Занимаясь подводной фотосъёмкой в составе подводно-археологических экспедиций, в частности, на таких крупных объектах как древние городища Акра, Ольвия и Фанагория, я сформулировал для себя несколько правил, которые необходимо соблюдать в ходе подводных фоторабот. Позвольте поделиться своими советами и рассказать об этих правилах – надеюсь, что это поможет вам лучше сделать свою работу и избежать многих ошибок.
Во время подводных работ на Фанагории.
Правило №1. Берегите себя и свою аппаратуру. Дело в том, что многие раскопки или исследования проводятся в достаточно спартанских условиях, поэтому первым делом вы должны определиться с местом хранения, сборки, опреснения своего подводного снаряжения, а также передачи данных, опреснения и обслуживания своего подводного фотооборудования. Немаловажным является вопрос сохранения аппаратуры на борту корабля, где помимо вас будут находиться капитан, команда, а также дайверы со своим снаряжением, и все они будут заняты своими делами по обеспечению движения судна и погружений. Никто не будет заботиться о вашей аппаратуре, кроме вас. Особенно опасны в этом плане доставка к месту погружений на т.н. «резинке» (резиновой лодке), где кроме вас и дайверов могут оказаться другие предметы (якорь, груза), потенциально опасные для вашей подводной фототехники. Не доверяйте свою аппаратуру другому человеку, за исключением крайних случаев, ведь только вы полностью разбираетесь в ней и умеете с ней работать. Регулярно, после каждого погружения, опресняйте аппаратуру, проводите визуальный осмотр на предмет сохранности подводного бокса, меняйте или сушите силикагель (к его использованию мы еще вернемся), проверяйте заряд батареи фотоаппарата и вспышки, выполняйте резервное копирование данных.
Правило №2. Уход и дублирование. Постарайтесь, по возможности, обслуживать основной о-ринг подводного бокса и вспышки в конце каждого дня погружения. Это займет у вас максимум 15 минут, но послужит дополнительной защитой от возможной протечки бокса. Если вы пользуетесь цифровой техникой, то по возможности возьмите с собой запасные расходники (флэш-карты, батарейки, силиконовую пасту, о-ринг, винты для крепежной конструкции). Будет очень обидно, когда в море на судне или просто вдалеке от города и магазина вдруг окажется, что из-за какой-то мелкой детали оборудования вы не сможете продолжить съемку.
Девушка из студенческого отряда работает на предварительном отборе собранного под водой материала.
Правило №3. Готовность и назначение силикагеля. В большинстве случаев никто из команды или других дайверов не будет ждать лишние полчаса, пока вы будете готовить свой подводный фотокомплект. Ваш комплект должен быть приготовлен заранее, как минимум за те же полчаса, но до начала погружения. Многие скептически относятся к использованию пакетиков с силикагелем внутри подводных боксов. Эта скептика неуместна. В начале моей карьеры в подводной фотосъемке, когда я еще учился, именно пакетики с силикагелем внутри бокса спасли мою фототехнику от безвозвратной поломки (протекание бокса при пережатии о-ринга). И именно силикагель компенсирует разницу температур на поверхности и под водой (когда, например, температура воздуха +26 градусов, а воды на глубине +7 градусов), не давая порту вашего бокса запотевать, и позволяя вам и дальше делать качественные подводные снимки. Особенно актуально это для акватории Черного моря, где разница между температурой воды и воздуха весьма существенна.
Правило №4. Двухформатная съемка. Если ваша аппаратура позволяет снимать и вести запись (фото) в двух форматах – снимайте! При съемке в форматах JPEG и RAW одновременно, у вас появляется больше возможностей. Используя формат JPEG для предварительного просмотра и ситуаций, когда нужно срочно передать информацию или поделиться с друзьями, вы всегда имеете в распоряжении т.н. «сырой» формат RAW, который позволяет вам при наличии компьютера, фоторедактора и соответствующего плагина не только довести изображение до ума, но и убрать лишнее (шум, взвесь) и скадрировать – оставить то важное, что интересует вас на снимке. В некоторых странах именно RAW-формат является доказательством авторства изображения (снимка). Также несомненно преимущество этого формата перед более сжатым форматом JPEG, хотя бы по такому показателю, как работа по экспокоррекции, когда снимок получился «слишком темным или светлым». Работа в фоторедакторе позволяет получить более качественный снимок, даже не имея больше возможности вернуться к объекту съемки.
Место проводимых работ во время технического перерыва.
Правило №5. Комплектность оборудования. Для выполнения конкретной задачи нужны конкретные инструменты. Если вы будете снимать макродетали – например, гвоздь на затонувшем паруснике – вам нужен макрообъектив. Если вы попробуете снять большое затонувшее судно, то под водой вам не обойтись без широкоугольной линзы или насадки на порт вашего подводного бокса, но в этом случае появятся и побочные искажения объекта. Можно попробовать применить метод последовательной съемки (даже в режиме видео с последующим редактированием скриншотов в фоторедакторе) или «склеивания» панорамного снимка. Опуская все сложности, и применительно к нашей жизни можно сказать, что большинство экспедиционных фотографов или подводных археологов-фотографов на сегодняшний день применяют зеркальную камеру с различными объективами и соответствующими портами или новое поколение беззеркальных камер типа Olympus, Canon, Sony NEX в боксах различных производителей с внешней съемной широкоугольной насадкой. Это позволяет более-менее решить поставленные задачи.
Правило №6. Два вида съемок. Конечно, хорошо когда подводный археолог еще и хороший подводный фотограф. Но такое встречается достаточно редко. Как же объединить страсть фотографа сделать удачный и красивый снимок и пунктуальность археолога сфотографировать объект по всем правилам с мерной линейкой, четко параллельно, либо перпендикулярно, да еще с маркерами и указателем сторон света? Я думаю, здесь выход только в обязательном брифинге, согласовании совместной работы перед погружением и совместных действиях под водой.
Ничто не помешает фотографу сначала сделать ряд правильных качественных снимков объекта археологии, а позднее снять уже ряд постановочных красивых фоторабот, которые послужат прекрасным дополнением к дневнику экспедиции и пригодятся для средств массовой информации.
Польский подводный археолог с зарисовкой фрагмента стены городища.
Несколько советов. При наличии выносной подводной фотовспышки рекомендуется её применение в большинстве случаев. Это позволит сделать более качественные снимки. На большой глубине (свыше 20 метров) при съемке крупного объекта постарайтесь выставить большее значение ISO. Старайтесь учитывать такие параметры как видимость и ветер. Лучше снимать в интервале с 10 до 14 часов дня, когда естественный солнечный свет помогает вам в съемке. Иногда лучше ранние утренние часы, когда волнения на море как такового нет, и обычно царит штиль. Постарайтесь научиться контролировать плавучесть под водой, чтобы взвесь, поднятая при вашем движении, не отразилась на ваших фотографиях. Ваш напарник должен обладать такими же навыками. Не забывайте, что вы находитесь под водой, и помимо подводной фотосъемки вам надо следить за не менее важными факторами, такими как наличие воздуха в баллоне, глубина, состояние вашего напарника, быть аккуратным при всплытии и т.д. При съемке темного объекта мерной линейкой с белой шкалой надо вводить определенную величину экспокоррекции на фотоаппарате. Если вы не полностью разобрались в поставленной задаче, сделайте несколько дублей разных планов и с разных ракурсов. Иногда проще и лучше сфотографировать найденный объект на берегу, либо сделать его зарисовку (например, фрагмент крепостной стены под водой). Не стесняйтесь спрашивать советов у археологов, но, по возможности, и ищите свой «тот самый» кадр!
Фиксация найденного адмиралтейского якоря, Керченский пролив.
Конечно, в короткой статье невозможно дать полное представление о фотосъемке применительно к подводной археологии, но я надеюсь, что вы получили первичные знания и не повторите моих ошибок. Удачи и успехов в съемке!
С уважением,
Эрнст Антонов
Фото автора