Советы экспертов по созданию шести наиболее сложных типов изображений под водой.
Эффект размытого изображения.
Автор текста и фотографии – Стюард Вестморлэнд (Stuart Westmorland)
Смысл фотографии с эффектом размытости (motion-blur) заключается в том, чтобы объект в центре находился в фокусе, а фон получался размытым. Чтобы получить такое изображение, надо устанавливать большую выдержку с задержкой вспышки. В момент съемки следует двигать камеру с той же скоростью, с какой перемещается объект съемки. Съемка с «проводкой» – не самое сложное в этом процессе, особенно с таким изящным объектом, как зелёная морская черепаха, обитающая в районе острова Сипадан в Малайзии, но вам придется поэкспериментировать с длительными выдержками. Я считаю, что 1/15 секунды подходит лучше всего. Наиболее сложный этап – это регулирование вспышки. Стандартная вспышка всегда срабатывает в момент открывания шторки, но для такого типа изображений вам нужно использовать вспышку ближе к моменту, когда шторка закроется. Этот прием называется «синхронизация вспышки по задней шторке затвора». Фотоаппараты Nikon имеют преимущество, так как все профессиональные камеры серии Nikon, начиная с фотоаппарата N90, легко сработают в таком режиме с любой вспышкой. Пользователям Canon может понадобиться адаптер Heinrichs Weikamp для синхронизации с внешними TTL-вспышками. Для данного снимка я использовал Canon EOS 5D в подводном боксе Subal и две спаренные вспышки Ikelite 200 на полной мощности. Выдержка 1/6 сек. при f/10 и ISO 100. Еще фотографии вы можете увидеть на сайте stuartwestmorland.com. |
Изображения рифов.
Автор текста и фотографии – Род Кляйн (Rod Klein)
![]() |
Портреты рыб.
Автор текста и фотографии – Алекс Мастерд (Alex Mustard)
![]() |
Большие животные.
Текст и фотография – Амос Накоум (Amos Nachoum)
Так как большие животные являются движущимися объектами, часто до них можно добраться во время кормления или же брачных игр, когда они находятся ближе к поверхности. Поэтому вам необходимо понимать их поведение и заранее представить себе снимки, которые вы хотите получить. Для этого у вас будет время на судне, так как вам может понадобиться немало часов, чтобы найти горбатого кита и с детенышем, отдыхающих у поверхности, как эта пара у островов Тонга (на врезке), или рыб-парусников, загоняющих стаю мелкой рыбешки возле Исла-Мухерес в Мексике. Однако очень сложно подобраться достаточно близко и сделать фотографию, которая отобразит истинный размер животного – в такие моменты вам пригодятся навыки хорошего пловца и фридайвера. Чтобы сделать подобный снимок, нет необходимости погружаться на большую глубину – надо нырнуть всего лишь на 1,5 – 3 метра, чтобы оказаться на одном уровне с животными. Но вам придется поторопиться. Советы по композиции: поместите что-нибудь в кадре для того, чтобы показать размер животного – в данных примерах, детеныш горбатого кита и стая рыб помогают выделить основной объект. Найти подходящие настройки экспозиции для съемки при рассеянном освещении на небольших глубинах может оказаться непростой задачей. Обычно я фотографирую с приоритетом диафрагмы, потому что, когда я открываю диафрагму, уменьшается выдержка, что позволяет мне уловить движение. И наоборот, я могу уменьшить диафрагму, если объект в кадре движется медленно, когда мне нужен эффект горизонтального размытия или когда я хочу увеличить глубину резкости. Чтобы выровнять светлые и темные пятна, я полагаюсь на матричный экспозамер и намеренно недодерживаю 2/3 от максимального значения. И еще я использую брекетинг для каждого снимка. Мой основной фотоаппарат – Canon EOS 1Ds Mark III в боксе Seacam. В зависимости от ситуации, я использую фиксированный 14 мм широкоугольный объектив или 16-35 мм объектив с трансфокатором (zoom). Трансфокатор особенно полезен, когда я не могу подобраться к объекту съемки так близко, как хотелось бы. И последний совет по фотографированию больших животных: фотографируйте! Этот жанр подводной съемки требует больше физической подготовки, чем другие, но ваши усилия будут оправданы. Чтобы увидеть больше фотографий, посетите biganimals.com. |
Сплит.
Текст и фотография – Дэвид Дубиле (David Doubilet)
Ключевым элементом впечатляющего сплита является композиция. Та часть фотографии, на которой изображена поверхность, должна быть такой же интересной, как и подводная ее часть. Я считаю, что самые хорошие сплиты – те, что сделаны на мелководье, где виден волнистый песок на дне или коралловый риф, тянущийся вплоть до водного горизонта. Вам понадобится сверх-широкоугольный объектив, например 14, 15 или 16 мм (для полной матрицы), или же 10,5 мм или 12-24 мм (для кропнутой матрицы). Объектив должен быть настроен на f/16 или f/22 для максимальной глубины резкости, а подводный бокс должен иметь 8- или 9-дюймовый полусферический стеклянный порт, чтобы удлинить линию поверхности. Обе части – подводная и надводная – должны быть в фокусе, но если одна немного расплывается, пусть это будет верхняя часть фотографии. Можете использовать нейтральный фильтр плотности на поверхности или используйте вспышку чтобы выровнять освещение на поверхности и под водой. Для данной фотографии я использовал две вспышки Sea & Sea YS-200 на половину мощности и наклонил кронштейны немного вниз, чтобы подсветить голову черепахи. Я использовал фотоаппарат Nikon F4 в боксе Nexus с 8-дюймовым полусферическим портом и 30 мм удлинительным кольцом. Ключевым элементом именно этой фотографии, сделанной на островах архипелага Туамоту (Французская Полинезия), был 14 мм f/2.8 объектив Tamron, сфокусированный на 6 дюймов, что позволило мне подобраться к черепахе очень близко и сделать маленький объект доминирующим на фотографии. Еще фотографии вы можете увидеть на сайте daviddoubilet.com. |
Акулы.
Текст и фотография – Брэндон Коул (Brandon Cole)
|
Статья с сайта журнала “Scuba Diving”, август 2008